Выселение из служебного жилого помещения

Решение № 2-4025/2019 2-665/2020 2-665/2020(2-4025/2019;)~М-3739/2019 М-3739/2019 от 25 февраля 2020 г. по делу № 2-4025/2019

С участием помощника военного прокурора Владимирова В.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства обороны РФ к Русиновой И. А. о прекращении права пользования жилым помещением, выселении без предоставления иного жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л :

МО РФ обратилось в суд с иском к Русиновой И. А. о прекращении права пользования жилым помещением, выселении без предоставления иного жилого помещения. В обоснование иска указали, что жилое помещение, расположенное по адресу: предоставлено Русиновой И.А., в период прохождения военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации по контракту на территории Новосибирского гарнизона, на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ. Указанное жилое помещение на основании постановления главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ № включено в число служебной (специализированной) жилой площади Министерства обороны Российской Федерации. Из категории служебной (специализированной) жилой площади Министерства обороны Российской Федерации оспариваемое жилое помещение на сегодняшний день не исключалось. Ответчик документов, подтверждающих законность проживания в служебном жилом помещении Министерства обороны Российской Федерации, не представили, в связи, с чем утратили право проживания в служебном жилом фонде Министерства обороны Российской Федерации и обязаны в двух недельный срок освободить занимаемое жилое помещение. Как усматривается из выписки из домовой книги главный квартиросъемщик Русинова И.А. зарегистрирована в спорном жилом помещении, ее сын – Русинов Я.С. ДД.ММ.ГГГГ снят с регистрационного учета и выехал их занимаемого служебного жилого помещения. В служебном помещении зарегистрирован и проживает Русинова И.А. В настоящее время ответчик незаконно удерживает и проживает з служебном жилом помещении, расположенном по адресу: . Солидарности, , которое является собственностью Российской Федерации. Соответственно, ответчик подлежит выселению из занимаемого жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, поскольку незаконное удержание спорного жилого помещения нарушает права собственника — Российской Федерации, как равноправного субъекта гражданских правоотношений, на свободное пользование и распоряжение ведомственным жилищным фондом, а также создает препятствие для исполнения предусмотренных законом обязательств по обеспечению других военнослужащих жилыми помещениями на период прохождения военной службы. Просит суд прекратить Русиновой И.А. право пользования служебным жилым помещением, расположенным по адресу: , путем выселения без предоставления другого жилого помещения, снять Русинову И.А. с регистрационного учета в жилом помещении, расположенном по адресу: , обязать Русинову И.А. сдать в установленном порядке жилое помещение, расположенное по адресу: .

Представитель истца МО РФ в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие (л.д. 57).

Ответчик Русинова И.А. в судебное заседание не явился, судом принимались меры к надлежащему извещению ответчика путем направления судебной корреспонденции заказным письмом с уведомлением о вручении, судебное извещение в адрес суда возвращено по причине истечения срока хранения в почтовом отделении. Не получение ответчиком судебных извещений и их последующее возвращение с отметкой о не вручении, суд расценивает как отказ в получении судебного извещения, следовательно, на основании ст.117 ГПК РФ является надлежащим уведомлением стороны о времени и месте проведения судебного заседания, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика. (л.д. 58)

Представители 3-его лица 2 отдела ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения», ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, причину неявки суд не сообщил.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке заочного судопроизводства.

Суд, исследовав материалы дела (сторонами заявлено, что представлено достаточно доказательств, ходатайств об исследовании дополнительных доказательств и дополнении материалов дела не поступило), с учетом заключения прокурора, который полагал, исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме, оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном рассмотрении всех обстоятельств в их совокупности, руководствуясь законом и правосознанием, суд приходит к следующему.

С 1 марта 2005 года вступил в действие Жилищный кодекс РФ, а Жилищный кодекс РСФСР прекратил свое действие (ст.ст.1,2 ФЗ РФ «О введение в действие Жилищного кодекса РФ»), однако в соответствии со ст.5 Вводного закона, к жилищным правоотношениям, возникшим до введение в действие ЖК РФ, ЖК РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных ФЗ.

В соответствии со ст.101 ЖК РСФСР служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделяются, как правило, отдельные квартиры.

На основании ст.105 ЖК РСФСР порядок предоставления служебных жилых помещений и пользования ими устанавливается законодательством СССР, ЖК РСФСР и другим законодательством РСФСР. Служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение. Форма ордера на служебное жилое помещение устанавливается Советом Министром РСФСР.

Согласно п. 30 Приказа Министра обороны СССР от 22 апреля 1965 года №100 «О введении в действия Положения о квартирно-эксплуатационной службе и квартирном довольствии Советской Армии и Военно-Морского Флота» военные городки подразделяются на: казарменные, жилые, служебные, лечебные, производственные, складские и другие в зависимости от их целевого назначения. Под военным городком понимается располагаемый на одном земельном участке комплекс зданий и сооружений, имеющий определенное целевое назначение для размещения одной или нескольких воинских частей, предприятий и организаций Министерства обороны СССР. Военные городки бывают открытые и закрытые. К закрытым военным городкам относятся: — военные городки воинских частей, имеющих систему пропусков; — обособленные военные городки воинских частей, расположенных вне черты населенных пунктов; — военные городки на аэродромах, при военных академиях, военно-учебных заведениях, полигонах, базах, складах, арсеналах, научно-исследовательских институтах, а также при воинских частях специального назначения.

Право на получение от Министерства обороны СССР жилой площади для себя и совместно проживающих членов семьи имеют: — генералы, адмиралы, офицеры и военнослужащие сверхсрочной службы, проходящие службу в воинских частях Советской Армии и Военно-Морском Флоте (п.100).

Лица, потерявшие связь с Министерством обороны СССР, подлежат переселению из закрытых военных городков: генералы, адмиралы и офицеры, имеющие выслугу в Советской Армии и Военно-Морском Флоте 25 и более календарных лет, уволенные в запас или в отставку, — на жилую площадь Министерства обороны СССР; все остальные лица, потерявшие связь с Советской Армией и Военно-Морским Флотом, — исполкомами местных Советов депутатов трудящихся на свой жилой фонд. Лица, отказавшиеся от переселения из закрытых военных городков на предоставленную им другую равноценную жилую площадь, выселяются в установленном законом порядке (п. 106).

Приказом Министра обороны СССР от 10 ноября 1975 года N 285 введено в действие Положение о порядке обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском флоте, согласно которому генералы, адмиралы, офицеры, прапорщики, мичманы и военнослужащие сверхсрочной службы, состоящие на действительной военной службе, и совместно проживающие с ними члены семьи (супруги, дети, родители, а также и другие лица, состоящие на иждивении военнослужащих) обеспечиваются жилой площадью по месту службы военнослужащего за счет жилого фонда Министерства обороны СССР, за исключением случаев, изложенных в статьях 4 — 6 настоящего Положения (пункт 1).

В целях правильного распределения и использования жилой площади в гарнизонах и воинских частях создаются жилищные комиссии согласно Положению о жилищных комиссиях (приложение N 1 к настоящему Положению) (пункт 19).

Распределение жилой площади между военнослужащими рассматривается жилищной комиссией воинской части, согласовывается с заместителем командира воинской части по политической части и утверждается командиром (пункт 22).

Оформление ордеров на жилую площадь в домах Министерства обороны СССР производилось через КЭЧ районов в установленном порядке по спискам, утвержденным начальниками гарнизонов.

В закрытых и обособленных военных городках ордера на заселение жилой площади выдавались КЭЧ района (гарнизона).

Заселение служебных жилых помещений производилось по специальным ордерам после включения таких помещений в число служебных решением исполкома Совета депутатов трудящихся (пункты 28, 31 указанного выше Положения).

На основании ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества. Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у учреждения или казенного предприятия, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.

В судебном заседании установлено, что согласно Перечню имеющих жилищный фонд ЗВГ ВС РФ и органов ФСБ, утвержденному Распоряжением Правительства РФ от 01 июня 2000 года №752-р, военный городок Пашино-1 г. Новосибирска был отнесен к закрытым военным городкам, Распоряжением Правительства РФ от 19 августа 2011 года № 1470-р «О внесении изменений в распоряжение Правительства Российской Федерации от 01 июня 2000 года №752-р» военный городок Пашино – 1 города Новосибирска, исключен из Перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации.

Судом при рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства, что на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ № Русиновой И. А. предоставлено служебное жилое помещение – в на состав семьи: сын – Русинов Ян 1990 г.р. (л.д. 17). Указанное жилое помещение было предоставлено Русиновой И.А. в связи с трудовой деятельностью в войсковой части. Указанное жилое помещение на основании выписки из постановления № от ДД.ММ.ГГГГ администрации включено в число служебных жилых помещений воинской части и закреплено за МО РФ.

Таким образом, юридические признаки служебного жилого помещения: назначение помещения; заселение определенным кругом лиц (военнослужащими и служащими СА); нахождение помещения вблизи войсковой части, в закрытом военном городке; включение помещения в число служебных соответствующим органом, соблюдены и спорная отнесена к служебным жилым помещениям МО РФ.

Согласно разъяснений содержащихся в п.41 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года №14 «О некоторых вопросах, возникших при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» при применении положений Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре найма специализированных жилых помещений судам надлежит учитывать следующее: а) к специализированным жилым помещениям, которые могут быть объектом договора найма, относятся: служебные жилые помещения, жилые помещения в общежитиях, жилые помещения маневренного фонда, жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев, жилые помещения фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами, жилые помещения в домах системы социального обслуживания граждан.

В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов (часть 2 статьи 92 ЖК РФ). Исчерпывающий перечень, назначение специализированных жилых помещений и категории граждан, для временного проживания которых они предназначены, определены статьями 92–98 ЖК РФ.

Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, допускается только после отнесения его к специализированному жилищному фонду решением органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, в соответствии с установленным порядком и требованиями (часть 2 статьи 90 ЖК РФ), которые в настоящее время определены Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. № 42.

Вопрос о том, является ли конкретное жилое помещение специализированным (в частности, служебным, общежитием, жильем для временного поселения вынужденных переселенцев или лиц, признанных беженцами), решается, в силу статьи 5 Вводного закона, исходя из положений законодательства, действовавшего на момент предоставления данного жилого помещения;

Кроме того, как следует из п.20 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 26 декабря 1984 года № 5 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РСФСР» (данное Постановление Пленума утратило силу в связи с принятием Постановлением Пленума ВС РФ №15 от 26 апреля 2007 года «О признании утратившими силу некоторых Постановлений Пленума ВС РФ») … помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда … считаются служебными со времени вынесения решения местной администрацией о включении их в число служебных.

Судом установлено, что на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ № было предоставлено служебное жилое помещение, состоящее из двух комнат общей площадью 43,59 кв.м., расположенное по адресу , в ордер включены: сын – Ян, что подтверждается копией корешка ордера. (л.д. 17)

Как следует из выписки из домовой книги от ДД.ММ.ГГГГ в зарегистрирована по месту жительства Русинова И. А.. (л.д. 20).

В соответствии со ст. 106 ЖК РСФСР, действовавшей в период вселения в данную квартиру, составление договора найма служебного жилого помещения в письменной форме в обязательном порядке не требовалось.

Согласно ст. 92 ЖК РФ включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляется на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

Из Постановления Правительства РФ от 26 января 2006 года № 42 «Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений» усматривается, что включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (далее — орган управления), с учетом требований, установленных настоящими Правилами.

Как следует из Постановления Правительства РФ от 25 марта 2010 года «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по распоряжению жилыми помещениями жилищного фонда Российской Федерации» федеральные органы исполнительной власти принимают решения по вопросам: включения жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, закрепленных за федеральными органами исполнительной власти на праве оперативного управления, в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также исключения жилых помещений из специализированного жилищного фонда.

По мнению суда, исключение жилого помещения из числа служебных в силу изложенных выше норм права является правом органа, осуществляющего управление государственным жилищным фондом, а не обязанностью, что нашло свое подтверждение и в ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04 июля 1991 года № 1541-1, из которой видно, что собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.

Согласно ст.93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

На основании ст.99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования. Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.

В силу ст.100 ЖК РФ по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона — собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне — гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем. Договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении такого помещения. В договоре найма специализированного жилого помещения определяются предмет договора, права и обязанности сторон по пользованию специализированным жилым помещением. Наниматель специализированного жилого помещения не вправе осуществлять обмен занимаемого жилого помещения, а также передавать его в поднаем. К пользованию специализированными жилыми помещениями по договорам найма таких жилых помещений применяются правила, предусмотренные статьей 65, частями 3 и 4 статьи 67 и статьей 69 настоящего Кодекса, за исключением пользования служебными жилыми помещениями, к пользованию которыми по договорам найма таких помещений применяются правила, предусмотренные частями 2 — 4 статьи 31, статьей 65 и частями 3 и 4 статьи 67 настоящего Кодекса, если иное не установлено другими федеральными законами. В договоре найма специализированного жилого помещения указываются члены семьи нанимателя. Договор найма специализированного жилого помещения заключается в письменной форме.

Как следует из ст.101 ЖК РФ договор найма специализированного жилого помещения может быть расторгнут в любое время по соглашению сторон. Наниматель специализированного жилого помещения в любое время может расторгнуть договор найма специализированного жилого помещения. Договор найма специализированного жилого помещения может быть расторгнут в судебном порядке по требованию наймодателя при неисполнении нанимателем и проживающими совместно с ним членами его семьи обязательств по договору найма специализированного жилого помещения, а также в иных предусмотренных статьей 83 настоящего Кодекса случаях.

Согласно ст.83 ЖК РФ в случае выезда нанимателя и членов его семьи в другое место жительства договор социального найма жилого помещения считается расторгнутым со дня выезда.

В соответствии со ст.103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.

На основании ст.104 ЖК РФ служебные жилые помещения предоставляются гражданам в виде жилого дома, отдельной квартиры. Договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается ранее перечисленными доказательствами по делу является федеральной собственностью, что подтверждается выпиской из решения исполнительного комитета Совета народных депутатов № (л.д. 19) и на основании ордера была предоставлена Русиновой И.А. на период трудовых отношений с МО РФ.

Согласно справки № от ДД.ММ.ГГГГ военного комиссариата Дзержинского и ов Русинова И.А. снята с воинского учета по достижению предельного возраста. Согласно учетным данным не проходила военную службу в рядах вооруженных сил. (л.д. 23).

Согласно ответа Врио начальника ФГКУ «Управление финансового обеспечения МО РФ» на запрос начальника 2 отдела ФГКУ «ЦРУЖИО» МО РФ № от ДД.ММ.ГГГГ Русинова И.А. в воинских частях вооруженных сил РФ не состоит, военную службу не проходит (л.д. 24)

Военнослужащим, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно — штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются в собственность жилые помещения по избранному постоянному месту жительства в порядке, определяемом федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Военнослужащие, не указанные в настоящем абзаце, при увольнении с военной службы освобождают служебные жилые помещения в порядке, определяемом жилищным законодательством Российской Федерации (ст. 15 вышеуказанного закона в редакции на дату увольнения ответчика с военной службы).

Право ответчика Русиновой И.А. на пользование спорным служебным жилым помещением прекращено, в связи с тем, что ответчик Русинова И.А. утратила право пользования спорным жилым помещением в связи с прекращением трудовых отношений с МО РФ, в связи с чем подлежат удовлетворению исковые требования о прекращении права пользования спорным служебным жилым помещением.

В связи с тем, что суд пришел к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований о прекращении ответчиком права пользования спорным служебным жилым помещением, о выселении ответчика из спорного жилого помещения, следовательно, спорное жилое помещение должно было быть освобождено сдано ответчиком в специализированный орган МО РФ.

Таким образом, суд, проанализировав собранные по делу доказательства в их совокупности, приходит к выводу о том, что исковые требования МО РФ к Русиновой И. А. о признании прекратившим право пользования жилым помещением являются законными и обоснованными и подлежат удовлетворению.

Учитывая то обстоятельство, что ответчик Русинова И.А. прекратила право пользования квартирой , то в силу ст.103 ЖК РФ ответчик подлежит выселению из спорного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.

В соответствии со ст.13 Федерального закона Российской Федерации «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.

Действительно, ст.108 ЖК РСФСР устанавливала льготы для определенных категорий граждан при выселении из служебного жилого помещения.

Статья 103 ЖК РФ значительно сократила перечень лиц, которые не могут быть выселены из служебного жилого помещения без предоставления иного жилого помещения. В соответствии с ч.1 ст.6 ЖК РФ, ст.5 Федерального закона РФ «О введении в действие ЖК РФ» следует, что в том случае, если у лица возникло право на льготу по основаниям, предусмотренным ст.108 ЖК РСФСР, то оно сохраняется и после введения в действие ЖК РФ; если же лицо до 01 марта 2005 года не приобрело право на льготы, предусмотренные ст.108 ЖК РСФСР, то на него положения этой статьи не распространяются.

Согласно ст.103 ЖК РФ не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях: пенсионеры по старости.

Вместе с тем, льготы, установленные ст.103 ЖК РФ применяются к лицам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В материалы дела не представлено доказательств, что ответчики на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального (служебного) найма не состоят, и ранее не состояли, что не оспаривалось ответчиками в ходе судебного разбирательства в связи с чем не вправе претендовать на проживание в спорной квартире.

Согласно подпунктам «а», «е» пункта 31 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995г. №, ответчики подлежат снятию с регистрационного учета по месту жительства по адресу: , в связи с тем, что ответчик признан прекратившим право пользования спорным жилым помещением, подлежит выселению из спорного жилого помещения.

В соответствии с п.п. «к» п. 14 Правил пользования жилыми помещениями, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2006 года № 25, при прекращении права пользования жилым помещением сдавать по акту наймодателю в исправном состоянии жилое помещение, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в нем, оплачивать стоимость не произведенного нанимателем ремонта жилого помещения, санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в нем, или производить ремонт за свой счет, а также погашать задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Наниматель несет иные обязанности, предусмотренные законодательством.

В связи с тем, что судом удовлетворены исковые требования о признании ответчика прекратившим право пользования спорным служебным жилым помещением, надлежит возложить на ответчика обязанность по сдаче жилого помещения установленным порядком (по акту с передачей ключей от жилого помещения и закрытием лицевого счета в управляющей компании) представителю Министерства обороны Российской Федерации (собственника) — начальнику ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации.

В соответствии со ст. ст. 98, 103 ГПК РФ с ответчиков подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета пропорционально объему удовлетворенных требований.

На основании вышеизложенного, и руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ,

Исковые требования Министерства обороны РФ к Русиновой И. А. о прекращении права пользования жилым помещением, выселении без предоставления иного жилого помещения удовлетворить.

Прекратить право пользования Русиновой И. А. служебным жилым помещением, расположенным по адресу .

Выселить Русинову И. А. из служебного жилого помещения, расположенного по адресу , без предоставления другого жилого помещения.

Обязать Русинову И. А. сдать служебное жилое помещение, расположенные по адресу , по акту с передачей ключей от указанного жилого помещения и документами, подтверждающими закрытие лицевого счета на квартиру представителю Министерства обороны РФ – ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ.

Настоящее решение суда является основанием для снятия Русиновой И. А. с регистрационного учета по адресу: .

Взыскать с Русиновой И. А. государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 6 000 рублей.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано ответчиком в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда. Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, — в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья (подпись) Разуваева Е.А.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Подлинник решения находится в гражданском деле № Калининского районного суда . УИД 54RS0№-41.

Решение № 2-35/2017 от 14 марта 2017 г. по делу № 2-35/2017

с участием ответчиков Куницкого С.В., Куницкой И.В., представителя Куницкого С.В. – адвоката Бердник Н.Н., прокурора – старшего помощника военного прокурора Краснодарского гарнизона подполковника юстиции Багаева Д.М., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда гражданское дело по исковому заявлению Министерства обороны РФ о выселении из служебного жилого помещения Куницкого С.В. и Куницкой И.В. без предоставления им другого жилья, а также по встречному исковому заявлению Куницкой И.В. к МО РФ в лице ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ о понуждении к заключению с ней договора найма служебного жилого помещения,

Представитель МО РФ Калуженская Т.В. обратилась в суд с иском, в котором указала следующее. Куницкому С.В. в период прохождения военной службы на состав семьи из двух человек (он и его жена) было предоставлено служебное жилое помещение, расположенное по адресу: адрес, которое в настоящее время находится в оперативном управлении ФГКУ «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ. В 2013 г. брак между ответчиками был расторгнут, однако Куницкая И.В. из жилого помещения не выехала и проживает в нем до настоящего времени. В июле 2015 г. Куницкому С.В. в связи с увольнением с военной службы была предоставлена субсидия для приобретения (строительства) жилого помещения, при этом им было составлено нотариальное обязательство о сдаче указанного в иске служебного жилого помещения. Однако ответчик Куницкий С.В. в нарушение требований приказа МО РФ от 30.09.2010 г. № 1280 до настоящего времени служебную квартиру в установленном порядке не сдал, что препятствует ее перераспределению другим военнослужащим, тем самым нарушаются имущественные права Минобороны РФ. Согласно ч. 5 ст. 100, ч. 3,4 ст. 67, ст. 69 ЖК РФ члены семьи нанимателя специализированного жилого помещения, за исключением служебного жилого помещения, имеют равные с нанимателем права и обязанности по договору. Из анализа указанных норм следует, что члены семьи лица, получившего служебное жилое помещение, не приобретают самостоятельного права пользования этим жилым помещением, их права производны от права лица, которое получило жилое помещение. Поскольку Куницкий С.В. в 2015 г. был уволен с военной службы, и брак между ответчиками расторгнут в 2013 г., правовые основания для проживания ответчиков в указанной служебной квартире отпали. В связи с изложенным представитель МО РФ просит суд обязать Куницкого С.В. исполнить обязательство по сдаче в надлежащем порядке жилого помещения, расположенного по адресу: адрес и выселить Куницкого С.В. и Куницкую И.В. из указанного жилого помещения.

Ответчик Куницкий С.В. исковые требования не признал и просил отказать в их удовлетворении. Представитель ответчика Бердник Н.Н. в судебном заседании пояснила, что Куницкий С.В. в 2000 г. с ДУ № 2 заключил договор найма указанного в иске жилого помещения, в п. 7 которого указано, что при выезде нанимателя и членов его семьи из помещения договор найма считается расторгнутым со дня выезда. После получения денежной субсидии на приобретение жилья 18 августа 2015 г. ответчик Куницкий С.В. выбыл из указанной квартиры, снялся с регистрационного учета и зарегистрировался по новому адресу. Фактически с августа 2015 г. ответчик проживает по другому адресу, и таким образом он выполнил взятое на себя обязательство об освобождении служебного жилья. Куницкий С.В. предпринимал действия, направленные на переоформление лицевого счета служебной квартиры на его бывшую супругу Куницкую И.В., которая продолжает проживать в данном помещении, однако должностными лицами жилищных органов МО РФ в этом ему было отказано и устно предложено обратиться в суд с иском о выселении Куницкой И.В. из служебной квартиры. Вместе с тем, обязанность по выселению из служебного помещения бывшей супруги, которая также является военнослужащей, не относится к компетенции ответчика, и должно осуществляться собственником жилья, в данном случае Министерством обороны РФ. То обстоятельство, что вышеуказанное жилое помещение не было освобождено Куницкой И.В., не может являться основанием для отказа в выдаче справки о сдаче Куницким С.В. служебного помещения, поскольку форма данной справки предусматривает отражение в ней действий по оставлению жилых помещений родственникам, в данном случае бывшей супруге.

Ответчик Куницкая И.В. исковые требования МО РФ не признала, заявив встречный иск, в котором просит суд обязать МО РФ в лице ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения МО РФ» (далее ЮРУЖО) заключить с ней договор найма служебного жилого помещения, расположенного по адресу: адрес. В обоснование исковых требований Куницкая И.В. пояснила, что она проходит военную службу в войсковой части . с 2001 г. по настоящее время и имеет право на обеспечение служебным жилым помещением. После расторжения брака с Куницким С.В. она продолжила проживать в указанной служебной квартире в связи с прохождением военной службы, сделала в квартире ремонт, оплачивает коммунальные платежи. 30 августа 2016 г. она обратилась в ЮРУЖО с заявлением о заключении с ней договора найма служебного жилого помещения, расположенного по вышеуказанному адресу, однако до настоящего какого-либо ответа не получила. В возражениях на исковые требования МО РФ Куницкая указала, что в указанное служебное жилое помещение она была вселена в установленном законом порядке, контракт о прохождении военной службы заключен у нее до 2020 г., каких-либо обязательств по сдаче либо освобождению данного помещения она истцу не давала, и в соответствии со ст. 13 ФЗ от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» не может быть выселена из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.

Представитель МО РФ Калуженская Т.В. исковые требования Куницкой И.В. не признала, указав в письменных возражениях следующее. Куницкая И.В. обеспечивалась указанным в иске служебным жилым помещением как член семьи нанимателя Куницкого С.В., который в настоящее время утратил право на проживание в нем. Для предоставления Куницкой И.В. в настоящее время служебного жилого помещения, она в соответствии с п. 1 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», ст. 52 ЖК РФ должна быть признана нуждающейся в таковом. Без наличия статуса нуждающегося в служебных жилых помещениях на военнослужащего не распространяются гарантии государства по жилищному обеспечению. В соответствии со ст. 15.1 ФЗ «О статусе военнослужащих» норма предоставления площади жилого помещения составляет 18 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека. Квартира же, указанная в иске Куницкой И.В., состоит из двух комнат и имеет общую площадь 52 кв.м., в том числе жилую площадь 30 кв.м. Таким образом, площадь данной квартиры превышает норму предоставления жилого помещения одиноко проживающей Куницкой И.В. В соответствии с приказом МО РФ от 30.09.2010 г. № 1280 военнослужащий для признания его нуждающимся в служебном жилом помещении должен обратиться в уполномоченный орган с соответствующим заявлением, после чего он включается в список на предоставление служебного жилого помещения, а затем обеспечивается им в порядке очередности. Кроме того, решение о распределении военнослужащему конкретного служебного жилого помещения отнесено к компетенции специализированного органа МО РФ, военнослужащие правом выбора таковым не обладают.

Третье лицо по первоначальному иску МО РФ и ответчик по встречному иску Куницкой И.В. — начальник ЮРУЖО представил в суд ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, указав что полностью поддерживает позицию представителя Минобороны РФ.

Третье лицо по первоначальному иску – начальник ФГКУ «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ в судебное заседание не явился, заявив ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствии. Представитель третьего лица в письменном отзыве поддержал позицию представителя МО РФ, и указал, что ФГКУ «Северо-Кавказское ТУИО» МО РФ не является балансодержателем спорного жилого помещения, данный жилой фонд после ликвидации Кореновской КЭЧ района в оперативное управление ТУИО не передавался. Кроме того, представитель ФГКУ «Северо-Кавказское ТУИО» МО РФ указал, что согласно информации обособленного подразделения «Краснодарский» ООО «ГУЖФ», по состоянию на 25 мая 2016 г. в квартире, расположенной по адресу: адрес, фактически проживает Куницкий С.В. и его бывшая жена Куницкая И.В.

Третье лицо по встречному иску – командир войсковой части 35666 поддержал позицию представителя МО РФ, заявив ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Прокурор в своем заключении заявил, что полагает необходимым отказать в удовлетворении иска МО РФ о выселении Куницкого С.В. и Куницкой И.В. из служебного жилого помещения и удовлетворить встречный иск Куницкой И.В., поскольку ответчик Куницкий С.В. самостоятельно выселился из служебной квартиры и снялся с регистрационного учета по данному адресу, таким образом исполнив взятые на себя обязательства, а Куницкая И.В., как военнослужащая, имеет право на обеспечение служебным жилым помещением, в связи с чем не может быть выселена без предоставления другого жилья.

Выслушав объяснения участников судебного заседания, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.

Судом установлено, что 13 декабря 2000 года военнослужащему Куницкому С.В. на состав семьи из двух человек (он и его жена Куницкая И.В.) на основании договора найма жилого помещения была предоставлена двухкомнатная квартира общей площадью 52 кв.м. и жилой площадью 30 кв.м., расположенная по адресу: адрес, в которую он вселился на основании выданного ему служебного ордера. В п. 7 договора найма указанного жилого помещения указано, что при выезде нанимателя и членов его семьи на постоянное жительство в другое место договор найма считается расторгнутым со дня выезда. Указанная квартира на основании постановления главы администрации адрес района Краснодарского края от 5 июля 2002 г. № 410 признана служебной.

В 2001 г. Куницкая И.В. заключила контракт о прохождении военной службы, которую проходит по настоящее время в войсковой части . в звании старший сержант. Последний контракт о прохождении военной службы заключен 18 июля 2014 г. до наступления предельного возраста, т.е. до 26.01.2020 г. Выслуга лет ее на военной службе в настоящее время составляет более 15 лет.

25 июня 2013 г. брак между Куницким С.В. и Куницкой И.В. был расторгнут. Куницкая И.В. продолжила проживать в указанной квартире.

Решением начальника ФГКУ ЮРУЖО от 22 июля 2015 г. № 525 Куницкому С.В., увольняемому с военной службы, на состав семьи из одного человека была предоставлена субсидия для приобретения (строительства) жилого помещения. Указанная субсидия была перечислена Куницкому С.В. платежным поручением от 30 июля 2015 года.

26 июня 2015 г. Куницкий С.В. оформил нотариальное обязательство, согласно которому он обязался не позднее 4-х месяцев с момента получения жилищной субсидии освободить жилую площадь, находящуюся по адресу: адрес, не приватизировать ее, не закладывать, не передавать по договорам отчуждения и сняться с регистрационного учета с вышеуказанной жилой площади.

В соответствии с приказом командующего 4 армией ВВС и ПВО от дата № Куницкий С.В. уволен с военной службы в запас на основании подп. «а» п. 1 ст. 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» по достижении предельного возраста пребывания на военной службе.

Как следует из паспортных данных ответчика Куницкого С.В., копии лицевого счета указанного жилого помещения и пояснений Куницкого С.В., данных в судебном заседании, он за счет жилищной субсидии приобрел земельный участок, на котором построил дом. В 2015 г. он снялся с регистрационного учета по вышеуказанному адресу, выехал из служебной квартиры, в настоящее время проживает в индивидуальном жилом доме по адресу: адрес.

Как пояснил ответчик Куницкий С.В., об обстоятельствах снятия с регистрационного учета, выезда из служебного жилья и необходимости исключения его из лицевого счета указанной в иске квартиры им сообщалось начальнику ЮРУЖО на личном приеме в 2015 г. и 2016 г., а также на приеме у начальника территориального отделения ЮРУЖО в г. Краснодаре. 15 февраля 2017 г. Куницким С.В. в адрес ФГКУ «Югрегионжилье» было направлено письменное заявление об исключении из лицевого счета указанной квартиры сведений о том, что он является ее квартиросъемщиком.

Как следует из справки ГУП Краснодарского края «Крайтехинвентаризация – Краевое БТИ» от 9 марта 2017 г. и уведомления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 3 марта 2017 г. у Куницкой И.В. отсутствуют объекты недвижимости на праве собственности.

30 августа 2016 г. Куницкой И.В. в ЮРУЖО было подано заявление о заключении с ней договора найма служебного жилого помещения, расположенного по адресу: адрес. 15 сентября 2016 г. указанное заявление перенаправлено для рассмотрения в территориальное отделение ЮРУЖО в г. Краснодаре. До настоящего времени ответа Куницкой И.В. не получено.

Данных о результатах рассмотрения вышеуказанных заявлений Куницкого С.В. и Куницкой И.В. начальником ЮРУЖО в судебное заседание не представлено.

В соответствии с п. 1 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащим — гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. На весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы, являющиеся гражданами, поступившие на военную службу по контракту после 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей.

Согласно п. 3 Инструкции о предоставлении военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений, утвержденной приказом МО РФ от 30 сентября 2010 г. № 1280, служебные жилые помещения предоставляются военнослужащим и членам их семей не ниже норм предоставления площади жилого помещения при предоставлении жилых помещений по договору социального найма, установленных статьей 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», после сдачи предоставленных по прежнему месту военной службы служебных жилых помещений.

В соответствии ч. 1 ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования. Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.

В соответствии с ч. 3 ст. 104 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.

Выселение граждан из специализированных жилых помещений предусмотрено ст. 103 ЖК РФ, согласно которой в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса РФ, состоят в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса РФ.

Согласно ст. 107 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент предоставления Куницкому С.В. и его супруге Куницкой И.В. служебной квартиры, рабочие и служащие, прекратившие трудовые отношения с предприятием, учреждением, организацией, подлежат выселению из служебного жилого помещения со всеми проживающими с ними лицами без предоставления другого жилого помещения.

Вместе с тем, в соответствии со ст. 108 ЖК РСФСР семьи военнослужащих не могли быть выселены из служебных жилых помещений без предоставления другого жилого помещения.

Поскольку Куницкий С.В. фактически освободил занимаемое им служебное жилое помещение, расположенное по адресу: адрес, выехав из него, снялся с регистрационного учета по данному адресу, и в настоящее время проживает по другому адресу, требование МО РФ о его выселении из указанной квартиры является необоснованным не подлежит удовлетворению.

Так как Куницкая И.В. с 2001 г. является военнослужащей и по настоящее время проходит военную службу по контракту, она имеет право на обеспечение служебным жилым помещением на весь срок военной службы. Учитывая, что Куницкая И.В. указанным жилым помещением с 2000 г. обеспечена на законном основании, продолжает проходить военную службу в войсковой части . (в которой ранее проходил военную службу Куницкий С.В. в период предоставления ему и Куницкой И.В. данного служебного жилого помещения), она не может быть выселена из указанной квартиры. В связи с выездом из данной квартиры Куницкого С.В. Куницкая И.В. фактически обеспечена служебным жильем выше установленных норм предоставления данного вида жилья. Однако данное обстоятельство действующим законодательством не предусмотрено как основание для выселения из служебного жилого помещения. Принимая во внимание, что в нарушение ФЗ «О прядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в течение 30 дней начальником ЮРУЖО заявление Куницкой И.В. о заключении с ней договора найма служебного жилья – занимаемой ею квартирой, расположенной по адресу: адрес, не рассмотрено, решения по данному заявлению не принято, суд, основываясь на вышеприведенных положениях законодательства и выводах, считает необходимым заявление Куницкой И.В. удовлетворить и возложить на начальника ЮРУЖО обязанность по заключению с ней договора найма служебного жилья на указанную квартиру, а Министерству обороны РФ отказать в удовлетворении искового требования о ее выселении.

Поскольку, как установлено судом, Куницкая И.В. проживает в указанной служебной квартире на законных основаниях, ответчик Куницкий С.В. лишен возможности сдать данное помещение уполномоченному органу, в связи с чем требование МО РФ о возложении на Куницкого С.В. обязанности по сдаче в надлежащем порядке служебной квартиры суд также признает неподлежащим удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ военный суд

Отказать Министерству обороны РФ в удовлетворении иска о выселении Куницкого С.В. и Куницкой И.В. из служебного жилого помещения, расположенного по адресу: адрес, а также о возложении обязанности на Куницкого С.В. по сдаче данного жилого помещения уполномоченному органу.

Исковое заявление Куницкой И.В. удовлетворить.

Обязать начальника ФГКУ «Южное региональное управление жилищным обеспечением» МО РФ заключить с Куницкой И.В. договор найма служебного жилого помещения, расположенного по адресу: адрес.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда, через Краснодарский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Оцените статью:
[Всего голосов: 0 Средняя оценка: 0]
Добавить комментарий