Переселение из аварийного жилья

Нормативно-правовое регулирование порядка переселение граждан из аварийного жилищного фонда

Основными нормативными актами, регламентирующими переселение граждан из аварийного жилищного фонда, являются:

  1. Жилищный кодекс РФ (далее – ЖК РФ),
  2. Федеральный закон от 21.07.2007 N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»,
  3. Постановление Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции»,
  4. Постановление Правительства РФ от 30.12.2017 N 1710 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»,
  5. Постановление Правительства Иркутской области от 31.10.2018 N 780-пп «Об утверждении государственной программы Иркутской области «Доступное жилье» на 2019 — 2024 годы и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Иркутской области»,
  6. Постановление Правительства Иркутской области от 01.04.2019 N 270-пп «Об утверждении региональной адресной программы Иркутской области «Переселение граждан, проживающих на территории Иркутской области, из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года, в 2019 — 2025 годах».

Порядок признания жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу

Постановление Правительства РФ от 28.01.2006 N 47″Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» определяет, в том числе, порядок и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу.

Основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации либо в результате чрезвычайной ситуации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.

Основанием для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является аварийное техническое состояние его несущих строительных конструкций (конструкции) или многоквартирного дома в целом, характеризующееся их разрушением либо повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения многоквартирного дома, и (или) кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости многоквартирного дома.

В случае если многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, жилые помещения, расположенные в таком многоквартирном доме, являются непригодными для проживания.

Оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого непригодным для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления в этих целях.

Гражданин вправе обратиться с соответствующим заявлением (прилагается).

Комиссия проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает одно из следующих решений:

  • о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
  • о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями;
  • о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания;
  • о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции;
  • о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
  • об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 календарных дней со дня получения заключения комиссии в установленном им порядке принимает, а в случае обследования жилых помещений, получивших повреждения в результате чрезвычайной ситуации, — в течение 10 календарных дней со дня получения заключения принимает решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма в связи со сносом дома

Порядок обеспечения жилищных прав нанимателя, проживающего в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или жилом помещении, признанном непригодным для проживания урегулирован статьями 86, 87, 89 ЖК РФ.

Если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

Предоставляемое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с письменного согласия граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.

В случаях, предусмотренных федеральным законом или нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Порядок обеспечение жилищных прав собственников жилых помещений, признанных непригодными для проживания

Указанный порядок урегулирован статьей 32 ЖК РФ. Собственникам выплачивается возмещение за такое жилое помещение, которое изымается для муниципальных нужд. При определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения, переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

Оценка жилого помещения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Также по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.

Из разъяснений Верховного Суда РФ следует, что, если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, жилищные права собственника жилого помещения в таком доме обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, т.е. путем выкупа изымаемого жилого помещения.

В случае, если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, суд не вправе обязать органы государственной власти или местного самоуправления обеспечить собственника изымаемого жилого помещения в таком доме другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 ЖК РФ следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения («Обзор судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014 и др.).

Развитие застроенной территории

Одним из способов переселения граждан из аварийного жилищного фонда является механизм развития застроенной территории. Следует отметить, что с 01.01.2021 заключение таких договоров действующим законодательством не предусмотрено. При этом, ранее заключенные договоры о развитии застроенной территории, заключенные между органом местного самоуправления и застройщиком, продолжают действовать.

Решение о развитии застроенной территории принимается органом местного самоуправления, если на такой территории расположены многоквартирные дома, признанные в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу; многоквартирные дома, снос, реконструкция которых планируются на основании муниципальных адресных программ, утвержденных представительным органом местного самоуправления.

Одним из основных существенных условий договора о развитии застроенной территории является обязательство лица, заключившего договор с органом местного самоуправления, создать либо приобрести, а также передать в государственную или муниципальную собственность благоустроенные жилые помещения для предоставления гражданам, выселяемым из жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, договорам найма специализированного жилого помещения и расположенных на застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии; обязательство уплатить возмещение за изымаемые на основании решения органа местного самоуправления, принятого в соответствии с жилищным законодательством, жилые помещения в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу и расположенных на застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, и земельные участки, на которых расположены такие многоквартирные дома, максимальные сроки выполнения таких обязательств, подготовка градостроительной документации и другие.

Все существенные условия такого договора были определены главой 51 Градостроительного кодекса РФ (утратила силу с 01.01.2021).

Порядок разрешения споров

В случае, если собственник или наниматель жилого помещения полагают, что их права нарушены, они вправе обратиться в органы прокуратуры или суд. Если предметом спора является размер предлагаемой собственнику выкупной цены за изымаемое жилое помещение, то такой спор может быть разрешен исключительно в судебном порядке.

Собственник вправе по собственной инициативе произвести оценку жилья и обратиться в суд. Согласно ст. 13 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае наличия спора о достоверности величины рыночной или иной стоимости объекта оценки, установленной в отчете, в том числе и в связи с имеющимся иным отчетом об оценке этого же объекта, указанный спор подлежит рассмотрению судом, арбитражным судом в соответствии с установленной компетенцией, третейским судом по соглашению сторон спора или договора или в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, регулирующим оценочную деятельность.

Какое жильё признают аварийным, а какое и куда расселят

Правительство направит в госкорпорацию «Фонд содействия реформированию ЖКХ» в качестве имущественного взноса 50 млрд рублей. Об этом NEWS.ru сообщила пресс-секретарь министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Ольга Фролова.

Благодаря этому будет увеличен объём расселения аварийного жилья в 2021-2022 годах. Единственное — остаётся нерешённым важный вопрос, почему наше правительство не беспокоиться об аварийном жилье в сельских местностях, которое не подпадает под понятие «многоквартирный дом».

На выделенные решением кабмина средства, по словам Фроловой, с учётом софинансирования регионов планируется расселить дополнительно одну 1 млн 160 тысяч кв.м аварийного жилья в срок до 1 июля 2022 года.

А теперь — к сухой статистике. Размер жилищного фонда в РФ в настоящее время превышает 3,6 млрд кв.м, при этом объём аварийного жилья — 25,5 млн кв.м. И эта цифра меняется, так в структуре жилфонда РФ более 30% составляют дома, построенные до 1970 года.

Больше всего аварийного жилья (более 4,0% от общей доли жилфонда) в отдаленных регионах России — Республике Саха (Якутия), Ямало-Ненецком АО, Ненецком АО и Сахалинской области. В целом, в 25 регионах страны доля такого жилья составляет 1% и выше (при среднероссийском показателе 0,7%). В рамках национального проекта «Жильё и городская среда» до конца 2024 года должно быть расселено 9,54 млн кв.м аварийного жилья. На эти цели из федерального бюджета в рамках нацпроекта предусмотрено более 35 млрд рублей ежегодно. Но для того, чтобы обновить дома по всей стране нужно гораздо больше и времени, и средств, замечает директор Института региональных исследований и городского планирования НИУ ВШЭ Ирина Ильина.

Author: Ирина Ильина [ директор Института региональных исследований и городского планирования НИУ ВШЭ ]

Программы по переселению людей из аварийного фонда идут уже давно, но проблема так и не решена. Заключается она в том, что в региональных бюджетах нет достаточных средств для полной ликвидации ветхого жилья, а частным инвесторам это невыгодно. Именно поэтому многочисленные планы по сносу аварийного жилья систематически не выполняются.

Если же исходить из сегодняшних (плановых) программ, то для успешного решения проблемы аварийного жилья потребуется 10-12 лет, добавляет Ильина. Средств — соответственно, тоже значительно больше (примерно 1,2 трлн). И решить эту проблему можно за счёт дополнительного источника финансирования из федерального бюджета или Фонда национального благосостояния.

Кроме того, власти могут создать специальный банк, который будет выдавать кредиты для нового строительства под низкий процент, привлекательный для региональных застройщиков, — сказала директор Института региональных исследований и городского планирования НИУ ВШЭ.

Конечно же, вопрос расселения аварийного жилья поднимается ежегодно. В том же 2019 году были переселены 57,8 тыс. человек (план — 67 192 чел) из 946,7 тыс. кв.м (план — 1,078 млн кв.м) аварийного жилья. В среднем на одного переселенного пришлось 16,4 кв.м аварийного жилья. Всего же по программе до 2024 года планируется переселить более миллиона жителей. В программу переселения, которая рассчитана до 2024 года, внесены объекты, признанные непригодными для проживания до 01.01.2017 года, но его количество к концу программы снова увеличится, объясняет доцент кафедры статистики РЭУ им. Г.В. Плеханова Ольга Лебединская.

Author: Ольга Лебединская [ доцент кафедры статистики РЭУ имени Плеханова ]

Вопрос в том, в какой форме будет предоставляться дополнительное финансирование, то есть сам механизм? В 2020 году часть средств была направлена на частичную денежную компенсацию собственникам квартир в аварийном доме затрат на оплату процентной ставки по ипотечному кредиту (но не более ключевой ставки за пользование кредитными средствами, которые использованы на покупку жилплощади), субсидии на покупку другого жилья. Сохранится ли этот порядок в 2021 году — пока неизвестно.

Ну а если встать с чиновничьих кресел и спустится в реальность, то расселить весь комплекс аварийного жилья в одночасье не представляется возможным, так как людей в любом случае нужно будет куда-то переселять, то есть возводить новые дома, что занимает отнюдь не малый срок, указывает член Ассоциации юристов России Дмитрий Уваров.

Author: Дмитрий Уваров [ член Ассоциации юристов России ]

По факту темп строительства нового жилья определяется темпом строительства новых домов. Относительно темпов расселения то наибольший объём расселённых метров был зафиксирован в 2014-16 годах в связи с большим объёмом поступлений из федерального бюджета (порядка 130 млрд рублей). Однако в период с 2017 года и по настоящее время объёмы финансирования сокращаются в связи с расходованием средств на другие проекты (реновация в Москве и т.д.), однако не могут не радовать цифры заложенные в бюджете на 2022 — 2025 года (порядка 330 млрд) — таким образом исходя из статистики вопрос с расселением вероятно удастся полностью разрешить к 2025 году, но при условии сохранения объёмов и темпов финансирования.

Но кроме всех прочих проблем, существует ещё и сложность в определении аварийности и смешении ряда понятий: с теми объектами что морально устарели, приводят к не эффективному использованию городских земель, но при этом не аварийны, акцентирует аналитик рынка аренды, судебный эксперт и гендиректор федеральной сети агентств недвижимости «Эксперт» Елена Андреева.

Author: Елена Андреева [ аналитик рынка аренды, судебный эксперт и гендиректор федеральной сети агентств недвижимости «Эксперт» ]

Жильцы сами оспаривают признание аварийности. Бюджеты огромные, и расселение ветхого фонда может затянуться на десятилетие, так как выселяют на периферию, и жильцы до последнего оспаривают это в судах. Нужен некий иной механизм, который основан не на признании ветхим или аварийным, а аналогичный реновации.

Более оптимистичен опрошенный нами представитель исполнительной власти. На взгляд мэра города Лебедянь (Липецкая область) Алексея Хрипченко, всё аварийное жильё в стране в ближайшие годы расселить вполне реально.

Author: Алексей Хрипченко [ мэр города Лебедянь (Липецкая область) ]

Могу утверждать это основываясь на нашем примере. Если не реально — значит дело в плохих мэрах, их надо просто выгонять. Денег на это в целом хватает сегодня, если, конечно, всё грамотно и толково делать. 1 квадратный метр по расселению аварийного жилья стоит сейчас почти 34 тысячи рублей. За эти деньги также и выкупается у людей аварийное жильё, в случае, если они отказываются от расселения. Подрядчики есть — им просто нужно давать заказы.

Возможно ускорению общего процесса расселения «аварийки» будет способствовать новый законопроект, касающийся создания единого реестра нуждающихся в жилье, рассказала NEWS.ru исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева.

Author: Светлана Разворотнева [ исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль» ]

Это — своеобразный единый фонд социального использования жилья и распределения жилищных субсидий. Там, где нет возможности построить жильё мы должны дать возможность людям снять квартиры. Оплачивать компенсационную аренду. Это нужно для того, чтобы начать расселять людей. Свои новеллы мы уже направили в Совфед и Минстрой. Возможно эту инициативу нам удастся реализовать при поддержке общественных обсуждений.

Но всё же странно сегодня другое, что жильё под расселение продолжают строить в тех городах России и уголках её, где нет перспективы для дальнейшего продолжения проживания, считает Разворотнева.

Это проблема того, что федеральный проект сформирован не достаточно эффективно. Мы ошибочно продолжаем отдавать жильё в собственность, что гораздо дороже. Огромное софинансирование. Всё это вместо того, чтобы обеспечить скорое обеспечение крыши над головой. Из-за этой неповоротливости нет стимулов привлекать бизнес к решению задач расселения людей из аварийного жилья, — сказала Разворотнева.

Кроме того, сегодня в стране всё еще остаётся нерешённым важный вопрос, почему наше правительство не беспокоиться об аварийном жилье в сельских местностях, которое не подпадает под понятие «многоквартирный дом». А ведь это и вопрос равенства прав между жителями деревень и сёл и жильцами многоквартирных домов в городах. И эта проблема требует, по мнению автора данной статьи, отдельно рассмотрения на законодательном уровне. А пока аварийным может быть признан дом, состоящий более чем из четырёх квартир.

Оцените статью:
[Всего голосов: 0 Средняя оценка: 0]
Добавить комментарий