Обязанности крёстных родителей для мальчиков и для девочек

Зачем нужны крестные родители и какие у них обязанности

Крестные родители необходимы при крещении, совершаемом в храме. Но многие люди не знают, зачем нужны крестные родители, или ошибаются, что вносит недоразумения в процесс крещения. Наш сайт взаимопомощи «Люди для людей» поможет разобраться во всех возникающих вопросах и определить для чего же нужны крестные и какие обязанности на них возложены.

Что такое крещение?

Крещение – одно из церковных таинств, которое знаменует приход человека в Церковь, очищение его от грехов, стремление соединиться с Богом. Особенность этого таинства в том, что оно совершается один раз в жизни, больше креститься нельзя. Крестят в любом храме человека любого возраста от младенческого до преклонного. Крещение совершается каждый день в течение календарного года. Таинство имеет определённую последовательность, крещеный человек получает в нём благодать Святого Духа, после крещения может полноценно участвовать в церковной жизни.

История появления крестных родителей

Институт крестных родителей зародился в эпоху становления христианства, когда креститься стремились как можно больше людей. Тогда же они получили второе название – восприемники. На них возлагались обязанность не только обучать детей (крестили их в достаточном количестве) вероучительным истинам, но и совершать добрые дела, становясь их учителями и воспитателями в случае необходимости. Соответственно, предъявлялись высокие требования к уровню их образования и нравственности. Чаще всего они не были связаны родственными узами со своими крестниками, они должны были достигнуть определённого возраста, быть свободными от монашеских обетов. Такая ситуация складывалась в Римской империи.

Восприемники так же необходимы для людей, желавших покреститься в зрелом возрасте. Восприемник гарантирует серьёзность намерений крещаемого, однако обеты последний произносит самостоятельно в отличие от детей, за которых это делают крестные.

Зачем нужен крестный отец — он нужен был для мальчика, в исторические времена это было понятно для всех. Ответ на вопрос, зачем нужна крестная мать, тоже понятен – без неё девочку не крестили. Впоследствии ситуация поменялась в сторону сближения с кровным родством – у новокрещаемого должны были быть крестные обоих полов.

Такой обычай получил распространение и на Руси, где в младенцев крестили чаще всего через несколько дней после появления на свет. Минимальный возраст для восприемников был закреплён Синодом и составлял 14 лет, также существовали положения, согласно которым крестной матери должно исполниться 13 лет, а крестному отцу – 15 лет.

Обязанности крестных отца и матери разделялись: на отца возлагалась обязанности покрыть все денежные расходы, а мать должна была приготовить для крестника/крестницы одежду.

Зачем нужны крестные сейчас

Зачем нужны крестные сейчас? – как минимум в наши дни наличие крестных родителей для младенцев при крещении обязательно. Верхняя возрастная планка не установлена, в церковной практике крестные обычно нужны детям до 14-15 летнего возраста. В некоторых случаях возможно наличие восприемников вплоть до возраста совершеннолетия – 18 лет. Ничего плохого нет в том, что крестные являются людьми, глубоко погружёнными в церковную жизнь, и готовы делиться своим духовным опытом с крестником. Главное, чтобы это происходило с согласия обеих сторон, и между ними царило полное взаимопонимание.

Зачем нужны крестные родители при крещении взрослого человека. По общему правилу они не нужны, но иногда на крещении присутствуют люди, не являющиеся восприемниками. Их задача сводится к поддержке человека, вступающего в христианскую жизнь и в оказании помощи на первых шагах в церкви. Священниками отмечается это как положительная тенденция.

Требования к крестным родителям

Требования к крестным родителям содержатся в разных источниках, некоторые сложились исходя из церковной практики. К требованиям, предъявляемым к крестным для детей, относятся:

  • Православное вероисповедание – люди иной веры не могут быть крестными родителями. Восприемниками не могут стать атеисты, отрицающие Бога.
  • Воцерковлённость – это условие при нынешнем ритме жизни часто не удаётся выполнить. В идеале человек, готовящийся стать крестным, должен регулярно посещать храм, участвовать в таинствах, знать основы православной веры, чтобы передать их крестнику.
  • Высокие моральные качества, чтобы этот человек смог научить ребёнка хорошему, ему должны быть чужды пороки современного общества – алкоголизм, наркомания, курение.
  • Относительно возраста крестных родителей единого мнения не существует. Средний возраст – 14 лет, но чаще всего к исполнению обязанностей крестных допускают лиц, достигших 17 лет. Верхняя возрастная планка не установлена.
  • В настоящее время при крещении обязательно наличие хотя бы одного крестного родителя того же пола, что и крещаемый ребёнок. Иногда приглашают крёстного отца и крестную мать.

 Крестят в любом храме человека любого возраста от младенческого до преклонного

  • Кровные родители не могут стать крестными для своего ребёнка. Также им не разрешается становиться восприемниками у одного ребёнка. Брак в будущем между крестной матерью и отцом, которые встретились на крестинах, не допускается.
  • Крестными родителями имеют право быть родственники детей – бабушки-дедушки, братья-сёстры, дяди-тёти. Часто родители выбирают в крестные своих друзей или хороших знакомых.

Иногда встречаются мнения, зачем нужна крестная мать, если она не замужем или беременна. Это домыслы и суеверия – они могут быть полноценными крестными матерями. Крестными возможно быть сколько угодно раз, у крестных родителей может быть очень много крёстных детей.

Обязанности крёстных родителей

Обязанности крестных родителей подразделяются на те, которые им требуется исполнить перед крещением и во время него, и те, которые они должны исполнять в дальнейшем.

В первую группу входят следующие обязанности:

  • Перед крещением крестные, а иногда и родители ребёнка должны пройти огласительные беседы при храме, в котором планируется окрестить ребёнка. Их форма и продолжительность определяются индивидуально.
  • Во время совершения таинства крестный отец или мать принимают ребёнка после погружения того в купель, могут держать крестильную рубашку и крестик, чтобы надеть их на новокрещённого.

Во время совершения таинства крестный отец или мать принимают ребёнка после погружения того в купель, могут держать крестильную рубашку и крестик, чтобы надеть их на новокрещённого

  • Восприемники произносят положенные обеты вместо крещаемого младенца, произносят молитвы: Символ веры и Отче наш. Желательно, чтобы они знали больше о православии, чем это необходимо в рамках таинства крещения.
  • Дарить подарки крестные родители не обязаны, но могут сделать это. Популярным подарком для младенцев считается маленькая ложечка, которая будет первой ложечкой, которой малыш будет есть.

Обязанности крестных родителей после крещения

Зачем нужны крестные родители ребёнку после крещения, понять легко, если обратиться к их непосредственному библейскому назначению. В связи с чем, обязанности крестных родителей после крещения делятся на три группы:

  • Молитвенные – они должны стараться молиться за своих крестников и их самих научить хотя бы элементарным молитвам.
  • Вероучительные – дать крестникам представление о православной вере.
  • Нравоучительные – учить крестников вести себя по совести и быть для них достойным примером.

Проблемы, связанные с крестными родителями

Проблем, связанные с крестными родителями несколько, часть из них решается довольно легко, так как они зачастую являются надуманными, другая часть требует серьёзного осмысления.

  • Степень близости семьи крещаемого ребёнка и крестных родителей. Возникают ситуации, когда в крестные призывают совершенно посторонних для семьи людей. Нередко это делается священником, который находит прихожанина (прихожанку) этого храма и просит их стать крестными для ребёнка, потому что родители не смогли найти подходящих людей. Это закончится хорошо при условии, что семья познакомится с крестным отцом/крестной матерью, а тот/та будет активно участвовать в жизни крестника/цы.
  • Часто при крещении восприемники мало знают о православной вере, поэтому им нечему учить крещаемого ребёнка. Если они будут активно участвовать в церковной жизни, стремиться узнавать новое, то исполнение их обязанностей можно будет считать успешным.

  • Иногда есть желание приобщать крестника к православию, но проживают крестные родители слишком далеко от него, поэтому не могут водить его в храм. Лучше с самого начала стараться выбирать в крестные тех людей, которые проживают близко.
  • Некоторые родители становятся недовольными крестным отцом или матерью, может быть, и безосновательно, хотят их поменять, перекрестив ребёнка. Такая процедура недопустима. Желательно, чтобы между кровными и крестными родителями ребёнка были доверительные отношения. Также и некоторые восприемники хотят отказаться от своих обязанностей, но делать этого нельзя. Необходимо до крещения всё тщательно взвесить и отказаться от предлагаемой миссии – родители младенца не должны обижаться.
  • Ещё одна нередко возникающая проблема, когда родные ребёнка, которого должны окрестить, против этого. Это может быть даже один из родителей, такая ситуация нежелательна. Крещение, тайное от одного из родителей, в будущем осложнит жизнь всем, нужно прийти к консенсусу ещё до совершения таинства.

Крещение в России – важнейшее таинство для православного человека. Если оно совершается в детском возрасте, то у ребёнка появляются крестные родители, которые наряду с кровными родителями становятся для него близкими людьми. В духовном плане их связь даже больше, поэтому от крестных требуется решимость с полной отдачей исполнять свои обязанности, что в современном мире может быть достаточно затруднительно.

*Крестные родители это не просто требование духовности или обрядчества. Крестные во время крещения дают негласное обещание взять заботу над ребенком в случае если, тот останется сиротой. Восприемники должны оказать помощь в воспитании и формировании жизненных ценностей крестников, выступая для них примером.

Ярослав Зверев, Вероника Бузынкина
Крестные и крестники: неформальные отношения

Тема «крестные и крестники», конечно, не сравнима с вечной темой «отцы и дети», но все-таки и она весьма актуальна в наше время. Ведь традиции восприемничества были прерваны. И часто получается так, что люди, далекие от Церкви, желающие все же крестить ребенка, выбирают для него крестного по чисто житейским соображениям. Да и в семьях воцерковленных людей, бывает, возникают преткновения в отношениях между крестными и крестниками. О некоторых подобных проблемах мы и хотим поговорить.

История вопроса

Роль крестных родителей у первых христиан невозможно понять, не зная условий, в которых они жили.

Согласно императорским эдиктам, христианство было поставлено вне закона как вредная секта. Приобщение кого-либо к вероучению, которое отрицало божественность правящего Августа и запрещало приносить общеобязательные жертвы богам и изображениям императора, рассматривалось как государственное преступление и преследовалось по закону об оскорблении величия императора.

Для римских христиан было важно такое наставление и воспитание новокрещеных, которое помогло бы им стать настоящими членами Церкви. Особую сложность ситуации придавало то обстоятельство, что, в отличие от более поздних времен, основную часть крестившихся составляли не младенцы, а взрослые люди, приходившие к крещению сознательно. Это понуждало христиан сохранять для них длительный срок оглашения для усвоения сути вероучения и помогать им, удерживая от сомнений и отступлений.

В домах состоятельных римлян жили домашние рабы – прислуга, воспитатели, кормилицы детей. Фактически они были младшими членами семьи, причастными ко всем ее делам. Среди них постепенно распространялось христианство, и для человека, привязанного к детям, было естественно пытаться спасти ребенка для будущей жизни. Это дало основание для тайного обучения детей основам христианской веры и их крещения людьми, не состоящими с ними в кровном родстве. Эти люди становились их восприемниками, крестными родителями.

При крещении взрослого восприемник был свидетелем и поручителем за серьезность намерения и за правую веру крещаемого. При крещении младенцев и больных, лишенных дара речи, восприемники давали обеты и произносили Символ веры. 54‑е правило Карфагенского собора предусматривало: «Болящие, которые за себя отвещати не могут, да будут крещаемы тогда, когда, по их изволению, изрекут свидетельство о них другие, под собственною ответственностью».

В развитие 83-го и 72-го правил Карфагенского собора Трулльский собор в 84‑м правиле установил, что найденные дети, о крещении которых нет достоверных сведений, также должны были быть крещены. В этом случае восприемники становились фактически наставниками детей.

Первоначально в крещении участвовал только один восприемник: при крещении женщины – женщина, мужчины – мужчина. Впоследствии на крещение была распространена аналогия с физическим рождением: в нем стали участвовать одновременно крестный отец и крестная мать.

Церковные правила (и в полном согласии с ними – гражданские законы принявшей христианство Империи) не допускали до восприемничества физических родителей крещаемого (людей и без того для него близких), малолетних (людей, не способных по возрасту осуществлять духовное наставничество) и монахов (людей, отрешившихся от мира).

В России XVIII — XIX веков в деревнях детей крестили во младенчестве спустя несколько дней, реже – недель от рождения. Последнее было связано не с какими-то особыми обычаями, а, например, с удаленностью деревни от храма.

Как правило (исключения были крайне редки), в крещении детей участвовали восприемники. Их старались выбирать среди хорошо знакомых людей, чаще – родственников.

Среди славянских народов, в том числе и среди русских, очень быстро распространился обычай иметь одновременно крестного отца и крестную мать. Они должны были быть совершеннолетними, способными ответственно относиться к своим обязанностям. В 1836 году Синод установил нижний возрастной предел для крестных – 14 лет. При совершении самого таинства в обязанности крестного отца входила оплата всех материальных расходов по его проведению и последующего празднества, а также забота о крестике для младенца. От крестной матери требовалось преподнести младенцу ризки – ткань, в которую его заворачивали, вынув из купели, одеяло и крестильную рубаху.

Часто крестных родителей старались найти среди кровных родственников, которые могли бы в случае смерти родителей взять на себя ответственность за воспитание детей. Эта практика не осуждалась: считалось, что родственные отношения только укрепляются.

Свадебный генерал или фея-крестная?

Крестный или, иначе говоря, восприемник – это человек, который берет на себя обязательства по церковному воспитанию ребенка. Он дает за крестника обеты Христу, отрекается от сатаны, читает Символ веры во время Таинства Крещения. После того как младенца трижды погружают в купель, священник передает его на руки крестному, который и воспринимает его от купели – поэтому «восприемник».

Но вот Таинство Крещения совершилось, его отпраздновали, жизнь потекла дальше, и через некоторое время у родителей крещеного младенца возникают претензии: «крестный (ая) нас забывает» – мало общается с ребенком, редко звонит, вплоть до того, что вообще исчезает из жизни крестника. Расстраивает даже не то, что крестный редко появляется (это, конечно, неприятно, но можно понять, учитывая, насколько сегодня все загружены). Обидно формальное отношение к восприемнику. Например, одна девушка рассказывала, что ей в крестные отцы пригласили авторитетного для них воцерковленного человека, но за всю жизнь он так и не пытался наладить с ней контакта. Однажды давно в детстве он подарил ей букетик цветов – это ее единственное воспоминание о нем. Конечно, крестный молился за нее – эта обязанность восприемника при любых обстоятельствах, – но ребенку этого было явно недостаточно.

Говоря об обязанностях крестного, трудно перечислить: мол, должен выполнять то-то и то-то. Все – кроме молитвы – зависит от ситуации. Часто крестные видят свою помощь только в «транспортировке» ребенка в храм и обратно. Но если родителям крестника нужна помощь, а у крестного есть свободное время, то сходить погулять с ребенком или посидеть с ним дома – долг любви. Многие «расчетливые» (в хорошем смысле этого слова) родители, думая о том, кого попросить стать крестным, выбирают именно таких восприемников, на которых можно положиться.

Кроме того, крестным нужно помнить, как важно для любых детей – из церковных и нецерковных семей – ощущение праздника, дружеского общения. Например, одна молодая женщина вспоминала о том, что в детстве крестная всегда после причастия водила ее в кафе «Шоколадница» или рыбный ресторан «Якорь». Посещение храма переходило в дружеское общение за праздничным столом, от всего вместе осталось в памяти впечатление волшебной сказки. Конечно, этим общение не ограничивалось. Крестная и возила ее по монастырям, и читала хорошие книги, например Никифорова-Волгина (причем именно сама читала вслух, а не дарила «правильную» книжку для галочки), и делала запоминающиеся подарки. Крестной всегда можно было позвонить перед трудным экзаменом с просьбой о молитвенной помощи – и быть уверенной, что она будет молиться за тебя.

Невоцерковленная семья: настаивать или отступиться?

Крестные, рассказывая о сложностях в отношениях с крестниками, чаще всего упоминают ситуации, связанные с тем, что родители крестника невоцерковлены. Например, сначала обещали не препятствовать воцерковлению ребенка, даже проявляли интерес к Церкви, но вскоре после крещения про все обещания забыли. На словах вроде бы возможность общения сохраняется, но реально… Летом надо на дачу, зимой – эпидемия гриппа. В остальное время то насморк, то бабушку надо навестить, то на рынок за комбинезоном съездить, да и вообще воскресенье – единственный выходной, когда выспаться можно. И если получается выбираться в храм с крестником хотя бы два раза в год – это хорошо.

Вообще, прежде чем соглашаться стать крестным ребенка из невоцерковленной семьи, необходим совет с духовником. Но что делать, если ребенка уже крестили, а родители, несмотря на свои обещания, остаются индифферентными к Церкви?

Крестные, знакомые с такой ситуацией, советуют не возить ребенка в храм, расположенный далеко от дома крестника. Лучше пойти в ближайшую церковь, предварительно узнав, когда начинается служба и в какое время удобней причастить ребенка. Если около дома несколько храмов, то лучше узнать, где менее многолюдно, где спокойнее и приветливее атмосфера.

Стоит ли крестному, которому не дают выполнять его прямые обязанности, настаивать на своих правах? Можно предположить, что агрессивная проповедь скорее всего вызовет отторжение. Значит ли, что надо отступиться? В ответ на этот вопрос хорошую историю рассказал протоиерей Феодор Бородин, настоятель храма святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана на Маросейке: «Со своей будущей крестной мы с сестрой познакомились, казалось бы, случайно. В наш дом переезжала какая-то женщина, и отца попросили перенести ей мебель. Отец увидел у нее иконы. Поэтому, когда позже зашла речь о том, чтобы крестить детей, родители обратились к ней – к Вере Алексеевне. Эта нечаянная встреча изменила всю нашу последующую жизнь. Все думали, что мы покрестимся – и все, но Вера Алексеевна стала нас просвещать и, видимо, очень крепко за нас молилась. Водила нас в храм. Мне это было очень тяжело. Все мое детское воспоминание от храма – это только боли в спине и бутерброды, которые она нам давала, когда мы, усталые и голодные, выходили после причастия из церкви.

Бывает, что некоторые крестные молятся, переживают за ребенка, но боятся быть навязчивыми.

А она настаивала, говорила: «Вы же мне обещали», предупреждала: «Через две недели я возьму Аню и Федю в храм, пожалуйста, пусть они не едят с утра». Спрашивала: «Аня и Федя, а вы читали молитвы?» Я помню, она подарила нам молитвослов и отметила три молитвы, которые надо читать. Через две недели пришла к нам: «Ну как, Федя, ты читал молитвы?» Я говорю: «Да». Она взяла молитвослов и сказала: «Если бы ты его читал, то первая обложка бумажная была бы вот такой чертой отдавлена, этого нет, значит, ты редко его открывал. Нехорошо обманывать крестную». Мне стало стыдно, и с тех пор я начал читать молитвы.

А еще мы были втянуты в круг христианского просвещения, который был у крестной дома. У нее было несколько десятков крестников. Она пыталась достучаться до их сердец через вечера чтения, христианского переосмысления поэзии, музыки, литературы. Благодаря этому мы совершенно по-новому открывали веру. Мы узнавали, что Православие – это не старушки в церкви, что наследие всей русской культуры по существу своему православно. Ей удалось по-настоящему воцерковить очень большое количество людей. Среди ее крестников три священника, много людей, живущих полноценной церковной жизнью. Притом, что большинство из нас было из семей, абсолютно далеких от Церкви».

Если все же получилось так, что отношения с нецерковными родителями крестника зашли в тупик и ваши жизненные пути разошлись, а ребенок еще слишком мал, чтобы общаться самостоятельно, то превращаться в «свадебного генерала» не следует. Честнее будет просто сердечно молиться за этого ребенка.

Подросток

Многие священники и педагоги предупреждают, что в переходном возрасте ребенок почти неминуемо будет восставать против родительского авторитета и искать поддержку вне семьи. «Такова возрастная особенность у подростков – им обязательно нужен кто-то вне семьи, авторитетный взрослый человек, на которого можно было бы положиться. И крестный может стать таким авторитетом, – говорит преподаватель воскресной школы при храме святителя Николая в Кузнецах педагог Елена Владимировна Воспенникова. – Как готовить себя к этому? Во-первых, крестный с детства должен принимать участие в жизни ребенка, в любых вопросах, не только касающихся Церкви. Общение с крестным должно быть разносторонним – это и помощь в домашнем задании, и совместные походы в театр, и обсуждение того, что интересно и вам, и ребенку. Во-вторых, крестный должен быть авторитетом для ребенка. А это возможно только тогда, когда ребенок видит, что вы занимаетесь им искренне, не по долгу службы».

Но важно не просто сохранить хорошие отношения. Главное – помочь подростку не потерять веру. Как это сделать? Только личным примером. Елена Васильевна Крылова, преподаватель Свято-Димитриевского училища сестер милосердия: «Если ребенок видит, что для крестного невозможно в воскресенье остаться дома вместо того, чтобы идти на Литургию, что жизнь крестного не существует без храма, только тогда слова крестного могут быть услышаны. Если ребенок почувствует благодаря участию в церковных таинствах, благодаря общению с крестным, что существует другая жизнь, то, даже если он отпадет в мытарствах переходного возраста, он потом вернется в Церковь. А привлечь подростка в храм можно через общие дела. Сейчас в молодежном мире вне Церкви все ограничивается тусовкой, дискотеками, а подростку нужны и реальные дела».

Таких дел в Церкви очень много: поездки в детские дома, помощь людям, миссионерские походы, восстановление старинных храмов с молодежью из «Реставроса» в самых живописных местах и еще очень много чего!

Крещение в детском доме

В древней Церкви младенцев не крестили без восприемников, поскольку в языческих семьях нельзя было гарантировать христианское воспитание. И сейчас нельзя крестить ребенка без взрослого восприемника. Но как быть с детьми в детских домах и домах ребенка? Ведь здесь ситуация совершенно особая. Крестным младенца (если их удается найти) проследить дальнейшую судьбу своего крестника очень трудно

Повод ли это для того, чтобы вообще отказываться от крещения брошенных младенцев? Светлана Покровская, руководитель Попечительского совета свят. Алексия: «Раз в месяц мы ходим в детскую больницу, где лежат новорожденные брошенные дети с тяжелыми пороками сердца. Дети, как правило, безымянные. Батюшка нарекает им имена и крестит. Впоследствии мы не можем проследить судьбу этих детей, администрация больницы таких сведений не дает. Многие из них умирают, не дожив до трех-четырех месяцев. И выжившим малышам гарантировать христианское воспитание мы не можем. Поэтому наша деятельность вызывает противоречивое отношение. Бывало так, что я обращалась с просьбой о крещении к священнику, но он отказывался крестить без крестных, причем таких крестных, которые понесли бы свои обязанности полностью вплоть до усыновления. Но многие другие священники считают, что нельзя лишить благодати младенцев только потому, что нет восприемников. Ведь крестный может молиться за ребенка, писать его имя в записках, чтобы в алтаре вынималась частица за больного страдающего малыша, а это же очень важно. Поэтому тех, кто соглашается быть крестным, мы просим прежде всего молиться за детей».

Ситуация, когда детдомовского ребенка крестят в сознательном возрасте, значительно отличается от предыдущей. Здесь крестный должен понимать, что дети очень привязываются к взрослым, которые проявляют к ним внимание, и поэтому оставить ребенка, раз начав с ним общаться, будет нельзя. Многие боятся такой ответственности, боятся, что ребенок захочет, чтобы его взяли в семью. Марина Нефедова (она в числе других прихожан храма Благовещения в Федосьине помогает ближайшему детскому дому крестить детей), опираясь на свой опыт, говорит: «Дети старше семи лет понимают, что крестный водит в храм, навещает, но не становится усыновителем. Мне кажется, было бы очень хорошо, если бы у детдомовских детей были крестные, которые бы общались с ними на протяжении многих лет».

Бывает так, что крестным просят стать слишком часто. Но есть разумные человеческие пределы. По мнению многих духовников, следует трезво оценить свои возможности и в тех отношениях, которые уже есть, стараться быть постоянными. Ведь с нас спросят, что мы делали и как заботились о воспринятых нами от купели.

Оцените статью:
[Всего голосов: 0 Средняя оценка: 0]
Добавить комментарий