Монетизация льгот пенсионерам ветеранам инвалидам

Какие преимущества имеют инвалиды «Ветераны труда» в 2023 году

Какие преимущества имеют инвалиды «Ветераны труда» в 2023 году

Инвалиды со статусом «Ветеран труда» относятся к льготной категории, а значит, вправе пользоваться привилегиями сразу двух льготных групп. В данном материале рассмотрим, какие преференции можно реализовать в совокупности, а какие являются недоступными для ветеранов труда с ОВЗ.

Понятия для ознакомления

В РФ статус «Ветеран труда» заслуженно даётся тем, кто обеспечил себе определённые льготы благодаря многолетней деятельности. А если у льготника, кроме прочего, есть инвалидность, он удостаивается отдельного внимания от государства в виде материальной помощи, специальных программ и не только.

Из особенностей стоит отметить, что материальная поддержка ветеранам труда с группой инвалидности может быть оказана одновременно с учётом сразу двух статусов. Данная привилегия законна, поэтому муниципальные органы соцзащиты не должны отказывать такому заявителю в предоставлении совокупных льгот.

Важно! Инвалиды, являющиеся при этом ветеранами труда, имеют ограничение по оплате КУ. Им нужно выбирать, льготой по какому из статусов они хотят воспользоваться, причём компенсация или скидка по итогу не должны быть больше 50% от всей стоимости услуг ЖКХ.

Добавим к вышесказанному некоторые важные определения, которые пригодятся в рамках темы. В частности, стоит знать, что:

— инвалид — гражданин РФ, признанный нетрудоспособным (в полном или частичном объёме) по причине наличия у него ограниченных возможностей по здоровью;

— «Ветеран труда» — подданный РФ, заработавший в течение жизни своим трудом льготы и почётный статус;

— поощрения и льготы — узаконенный комплекс привилегий, доступный для льготной категории, то есть для лиц, нуждающихся в социальной поддержке.

Правовое регулирование вопроса

На законодательном уровне рассматриваемый вопрос регулируется такими нормативно-правовыми актами, как:

— ФЗ № 5 от 12.01.1995 г. «О ветеранах»;

— ФЗ № 181 от 24.11.1995 г. «О социальной защите инвалидов в РФ»;

— ФЗ № 178 от 17.07.1999 г. «О государственной социальной помощи»;

— ФЗ № 195 от 10.12.1995 г. «Об основах социального обслуживания населения РФ»;

— Постановление Правительства РФ № 761 от 14.12.2005 г. «О предоставлении субсидий».

Кроме указанных законов льготы для инвалидов-ветеранов труда могут дополняться местными постановлениями регионального уровня.

Виды субсидирования от государства

Лица, ввиду своего положения входящие сразу в несколько льготных категорий, вправе претендовать на:

— единовременную денежную выплату;

— доплату в случае отказа от путёвки в санаторий;

— социальную и трудовую пенсии, начисляемые каждый месяц;

— финансовую поддержку с целью приобретения нового жилья;

— субсидию для улучшения условий проживания;

— ежемесячное возмещение за оплату услуг ЖКХ;

— надбавку на покупку лекарств.

Воспользоваться перечисленными льготами ветеран труда с ОВЗ сможет после подачи заявления в компетентные органы власти.

Дополнительные субсидии ветеранам труда с ОВЗ

В качестве привилегий, которые можно приплюсовать к основным, обозначим:

— единовременная выплату при выходе на пенсию;

— субсидирование для изменения условий жилья;

— материальную помощь на приобретение квартиры;

— сертификат на покупку участка земли и возведение дома.

Данные субсидии обеспечиваются на определённых основаниях и только после написания заявления.

Правила предоставления соцпомощи

Благодаря действующим законам через МФЦ, социальную защиту населения или отдел предоставления субсидий населению инвалид со статусом «Ветеран труда» может получить различную социальную помощь. Но для этого претенденту нужно:

1) оформить группу инвалидности и почётный статус;

2) посетить соответствующий госорган по месту регистрации;

3) подать заявление на получение материальной и иной помощи;

4) предоставить в качестве приложения требуемые документы;

5) дождаться рассмотрения и одобрения заявки (не более 30 дней).

Если всё сделано правильно и предписания соблюдены, льготник будет получать материальную компенсацию на указанный счёт. Отметим, что описанная последовательность шагов является общей и не исключает некоторых особенностей в зависимости от ситуации.

Условия для оформления скидок

На законных основаниях обеспечить себе финансовую господдержку и возможные скидки ветеран труда с ограничениями по здоровью сможет, если:

— подготовит всю необходимую документацию;

— своевременно обратится за преференциями;

— пройдёт медкомиссию для установления инвалидности;

— погасит долги перед ЖКХ и другими структурами (если есть);

— выберет льготную программу, в рамках которой будут действовать скидки;

— в заявительном порядке сообщить о своём выборе в соцзащиту, приложив справку, что ранее эти преференции не предоставлялись.

Важно! За «Ветеранов труда» с инвалидностью привилегии может оформить доверенное лицо.

Льготы ветеранам труда 1 и 2 группы

Нуждающиеся в постоянной заботе и в присмотре недееспособные обладатели почётного статуса и 1 категории имеют право взять от государства максимально возможные поощрения и скидки. Как правило, от таких инвалидов не требуется ежегодное подтверждение группы на медицинском освидетельствовании.

Плюс, процессом оформления льгот может осуществляться законным представителем или близким родственником человека с несколькими особыми статусами. Такие же нормы актуальны при инвалидности 2 степени.

Преференции для ветеранов труда 3 группы

Почётный статус, о котором идёт речь в статье, даёт возможность его обладателям не подтверждать 3 группу каждый год (как и при 1 группе). Им также положены льготы и скидки, но при оплате ЖКХ списание 100% стоимости услуг невозможно. Гражданин должен выбрать льготный статус, по которому получит преференции, включая возмещение трат на лекарства (если они не выдавались бесплатно).

Особенности расчёта компенсации

Во время оформления льгот претендент с особым статусом должен принять во внимание некоторые особенности, например:

1) некоторые скидки и льготы даются в рамках только одной категории (либо по инвалидности, либо как ветерану труда);

2) определённые выплаты и компенсации положены сразу по нескольким статусам, то есть и по почётному, и по группе;

3) льгота на улучшение условий проживания, либо на покупку недвижимости предоставляется однократно, обратиться за преференцией второй раз не получится;

4) трудовая пенсия начисляется после обращения в ПФР, а социальные выплаты — после рассмотрения запроса заявителя в соцзашиты;

5) ветераны труда 2 и 1 группы могут привлечь к процессу оформления преференций своего представителя.

Эти нюансы не исключены у любого ветерана труда с ОВЗ, поэтому стоит учесть их заранее.

«Застрелите нас»: как проходила монетизация льгот

В августе 2004 года президент РФ Владимир Путин подписал закон, который граждане быстро окрестили указом о монетизации льгот. С этого момента потребители получали денежные пособия взамен реальных привилегий. Реформа не нашла отклика у россиян. Тысячи пенсионеров вышли на улицы с плакатами «Застрелите нас!», прозрачно намекая на свое отношение к новому закону. Люди, еще помня плачевные итоги приватизации, боялись очередного обмана государства, объясняют аналитики.

Пятнадцать лет назад, 22 августа 2004 года президент России Владимир Путин подписал федеральный закон №122-ФЗ с длинным названием на четыре полноценные строки. В народе реформу окрестили более прозаично и точно — монетизация льгот.

Льготная система была введена в эпоху тотального дефицита времен СССР. Она предполагала оказание привилегий незащищенной части населения. Причем если до 1980-го года программа распространялась лишь на пенсионеров и инвалидов, но в 90-е годы в категорию льготников попало больше половины населения страны.

В условиях гиперинфляции и хронической нехватки денег в кошельках россиян, льготная система позволяла снизить волну социального недовольства и хотя бы частично погасить протестные настроения, отмечают эксперты.

Льготы выступали своеобразным элементом сдерживания и помогали новому правительству в «лихие 90-е» удержаться на плаву. Затем наступили сытые 2000-е, россияне постепенно начали выбираться из тотальной бедности, и вероятность вспышек мятежей на социальной почве снизилась.

При этом власти в целом руководствовались желанием упростить запутанную систему социальных привилегий. Льготы требовали серьезных дотаций, а у тогда еще неокрепшей российской экономики их не было.

«В итоге решили реформировать систему, заменив некоторые права соизмеримыми денежными выплатами, но граждане отнеслись к реформе негативно, особенно горожане. Только вчера они проходили в метро, гордо показав удостоверение, например, ветерана труда, а сегодня уже через турникет пропускают только по билетам. Россияне чувствовали себя обманутыми, как и ходе состоявшейся в 90-е приватизации», — объясняет в беседе с «Газетой.Ru» член Комитета гражданских инициатив Евгений Гонтмахер.

«Чтобы их застрелили всех!»

Вопреки надеждам властей, россияне восприняли новость об отмене льгот очень негативно. Так, протесты против монетизации начались почти за месяц до подписания закона. Например, 29 июля 2004 года в Москве прошел митинг ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС, а уже 2 августа акции протеста состоялись практически во всех крупных городах страны. К протестам даже присоединилась Национал-большевистская партия (организация запрещена в России)Эдуарда Лимонова, который вмести с единомышленниками провел акцию по захвату приемной Министерства здравоохранения.

Волна протестов охватила и Московскую область, где на несанкционированный митинг пришли около двух тысяч пенсионеров.

Они требовали вернуть льготы на проезд и бесплатные лекарства, подкрепляя свою позицию плакатами с лозунгами и «Долой такую власть!» и «Застрелите нас!»

«Люди были попросту обижены. Они получали льготы за свои заслуги. А им вместо благодарности всучили какие-то деньги. Граждане восприняли это как унижение. Особенно негодовали жители Химок, которые раньше ездили бесплатно в автобусе до Москвы каждый день, а теперь должны были стоять в очереди и покупать билет», — вспоминает Евгений Гонтмахер, добавляя, что часть россиян боялись повторения негативного опыта приватизации.

Между тем протестные акции продолжились и в январе 2005 года, когда закон фактически вступил в силу.

Масштабные акции протеста вновь прокатились по всей стране и в этот раз сопровождались перекрытием крупных автотрасс.

Любопытно, что лицом таких акций стали пенсионеры, в то время как их негласно поддерживали военные. Опросы показывали, что до 80% военнослужащих были недовольны монетизацией. В феврале 2005 года протестующие сформировали Всеармейское офицерское собрание, которое провело заседание, превратившееся в митинг. К акции даже подключились казаки, сформировав офицерско-казачье ополчение.

В результате правительство попыталось смягчить ситуацию: президент Владимир Путин предложил индексировать пенсии не с 1 апреля, а с 1 марта, а также повысить их сразу на 200 рублей.

Также российский лидер поручил повысить денежное довольствие военнослужащим. Власти ряда регионов самостоятельно увеличили размеры денежных компенсаций, а мэр Москвы Юрий Лужков и вовсе решил сохранить льготы, профинансировав их из городского бюджета.

Сохранить бюджет

Между тем власти преследовали благие цели при переходе на денежные компенсации. По крайнем мере, идейный адепт реформы и тогда еще министр здравоохранения и социального развития Михаил Зурабов заявлял, что больше всего от изменений выиграют простые горожане. По мнению чиновника, выгода от денежных компенсаций с лихвой должна была перекрыть якобы «несерьезные права льготников».

Изначально Минфин, советники которого также участвовали в создании реформы, предлагали монетизировать более десяти льгот, в том числе и по услугам ЖКХ. Но в итоге решили отменить всего три: право на бесплатное санаторно-курортное лечение, проезд в городском транспорте и пригородных электричках и обеспечение медикаментами.

«Те, кому нужны лекарства, получат не только деньги», — неоднократно обещал Зурабов во время первого этапа реформы.

При этом всем критикующим изменения министр отвечал, что у них «в голове мусор, причем пластиковые бутылки перемешаны с банками».

С помощью монетизации льгот власти пытались снизить нагрузку на федеральный бюджет, признают опрошенные «Газетой.Ru» аналитики.

По словам профессора, директора региональной программы Независимого института социальной политики Натальи Зубаревич, реформа была «экстремально необходима» для российской экономики.

«Льготами пользовались буквально все горожане и в меньшей степени сельское население. На это тратились колоссальные средства», — отмечает профессор.

До 2004 года только на федеральном уровне в России насчитывалось около 120 видов льгот, а их получателями выступали свыше 220 категорий граждан. Всего различными льготами пользовались более 103 млн человек.

Необходимо отметить, что большинство из них действительно являлись ветеранами труда и инвалидами войны.

По замыслу чиновников, герои Великой отечественной войны в качестве компенсации натуральных льгот должны получать ежемесячно 3,5 тыс. рублей, ветераны войны – по 1,5 тыс. рублей, инвалиды войны – по 2 тыс. рублей, а блокадники – по 1,1 тыс. рублей.

Кроме того, по 1,7 тыс. рублей ежемесячно предусматривалось для ликвидаторов чернобыльской аварии, и от 800 до 1,4 тыс. рублей для инвалидов различных групп. На замену льгот деньгами только федеральным льготникам в бюджете 2005 года было предусмотрено 171,8 млрд рублей.

«Но эти деньги не восполняли затрат горожан на тот же проезд в общественном транспорте, поэтому переход на компенсации был столь болезненным как для правительства, так и для населения. Конечно, от реформы выиграли жители сел, которые об этих льготах и не особо знали, но в большинстве случаев власти, по сути залезли в карман к ветеранам труда инвалидам и участникам ВОВ», — указывает Наталья Зубаревич.

Оцените статью:
[Всего голосов: 0 Средняя оценка: 0]
Добавить комментарий