Как проводятся розыскные мероприятия в отношении граждан

§ 3. Особенности проведения оперативно-розыскных мероприятий в отношении и с участием отдельных категорий лиц, обладающих иммунитетом

Законом об ОРД закрепляется общий для всех лиц, находящихся на территории России, порядок проведения в отношении них оперативно-розыскных мероприятий. Однако анализ законодательства позволяет сделать вывод о наличии определенных исключений из общего порядка осуществления ОРД в отношении таких категорий лиц, как судьи, депутаты, адвокаты, прокуроры.

Уголовно-процессуальное законодательство предусматривает особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц, которые обозначены в ст. 447 УПК РФ. Между тем не все они обладают иммунитетом в области ОРД в том же объеме, что и в процессуальном аспекте. Прежде всего, это обусловлено тем, что ОРД и уголовно-процессуальная деятельность отличаются по предмету правового регулирования и регламентирует различные по своей природе, хотя и взаимосвязанные общественные отношения.

Особенности проведения ОРМ в отношении судей. В целях эффективной реализации функций, возложенных на судебную ветвь власти, государство предусмотрело гарантии независимости судей, одной из которых выступает неприкосновенность. Судья, в том числе после прекращения его полномочий, не может быть привлечен к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое судом решение, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность судьи в преступном злоупотреблении либо вынесении заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта.

Наряду с предусмотренным особым порядком принятия уголовно-процессуальных решений (возбуждение уголовного дела, избрание меры пресечения, производство следственных действий), Федеральный закон от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ « О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации » закрепил ряд обязательных условий подготовки и проведения ОРМ в отношении судьи, которые находятся в прямой зависимости от того, возбуждено ли в отношении судьи уголовное дело, привлечен он в качестве обвиняемого или нет. Так, в случае возбуждения в отношении судьи уголовного дела либо привлечения в качестве обвиняемого он перестает быть обладателем иммунитета и ОРМ в отношении него проводятся в общем порядке. Таким образом, необходимо получение судебного решения на проведение лишь тех ОРМ, которые ограничивают его конституционные права как гражданина, при этом рассматривать материалы будет не судебная коллегия из трех судей, а уполномоченный на то судья единолично.

— в отношении судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, военного суда, арбитражного суда — судебной коллегией в составе трех судей Верховного Суда РФ;

— в отношении судьи иного суда — судебной коллегией в составе трех судей соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа.

Материалы о проведении ОРМ в отношении судьи иного суда рассматриваются судом, как правило, по месту осуществления таких мероприятий или по месту нахождения органа, ходатайствующего об их проведении. Исключение составляют ситуации, когда возникают обоснованные опасения относительно возможности рассекречивания ОРМ, планируемых в отношении судьи. В таких случаях материалы о проведении ОРМ на основании решения Председателя Верховного Суда РФ или его заместителя, принятого по результатам рассмотрения ходатайства органа, осуществляющего ОРД, могут быть переданы для рассмотрения в иной равнозначный суд.

В то же время рассмотрение и разрешение судебной коллегией вопроса о проведении ОРМ касается не всех без исключения мероприятий, а лишь тех, которые связаны с ограничением гражданских прав либо с нарушением неприкосновенности. При этом под гражданскими правами понимается совокупность естественных и неотчуждаемых основополагающих прав и свобод, принадлежащих человеку от рождения. Эти права и свободы составляют основу правового статуса человека. Гражданские права нередко именуют также личными правами.

Неприкосновенность судьи включает в себя такие объекты, как:

— занимаемые им жилые и служебные помещения;

— используемые им личные и служебные транспортные средства;

— принадлежащие ему документы;

— багаж и иное имущество;

— переписка и иная корреспонденция (телефонные переговоры, почтовые, телеграфные, другие электрические и иные принимаемые и отправляемые судьей сообщения).

Соответственно, опрос, сбор образцов для сравнительного исследования, наблюдение, отождествление личности напрямую не нарушают ни гражданские права судьи, ни его неприкосновенность, поэтому могут проводиться без согласия судебной коллегии. В каждом конкретном случае осуществления ОРМ необходимо исходить из оперативно-тактической ситуации, содержания предполагаемых действий и их способности ограничить гражданские права или неприкосновенность судьи.

Особенности проведения ОРМ в отношении депутатов. В общей структуре российской преступности доля преступлений, совершенных депутатами различного уровня, незначительна, однако среди категорий лиц, по должности обладающих иммунитетом , это число весьма внушительно, а положительная динамика совершаемых ими преступлений приобретает угрожающий характер.

Депутатский корпус в РФ представлен депутатами трех уровней:

— федерального (сенаторы Российской Федерации и депутаты Государственной Думы);

— регионального (депутаты законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ);

— местного (депутаты органов местного самоуправления).

Проведение оперативно-розыскных мероприятий в отношении сенаторов Российской Федерации и депутатов Государственной Думы РФ. Законодательство РФ напрямую не устанавливает особого порядка осуществления ОРД в отношении сенаторов Российской Федерации и депутатов Государственной Думы РФ. Между тем при принятии решения о проведении в отношении них ОРМ необходимо принимать во внимание то, что в целях беспрепятственного осуществления возложенных на них функций они наделены неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Неприкосновенность сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы распространяется на:

— занимаемые ими жилые и служебные помещения;

— используемые ими личные и служебные транспортные средства;

— принадлежащие им документы;

Исходя из этого, полагаем, что к ОРМ, напрямую затрагивающим неприкосновенность депутатов, относятся:

— обследование занимаемых ими жилых и служебных помещений, зданий, сооружений и используемых ими транспортных средств;

— контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;

— прослушивание телефонных переговоров;

— снятие информации с технических каналов связи.

Таким образом, перечисленные выше, а также ряд других ОРМ, которые в зависимости от условий и тактики проведения будут в той или иной степени затрагивать неприкосновенность депутатов, могут быть осуществлены только после лишения сенатора Российской Федерации или депутата Государственной Думы неприкосновенности на основании решения, принятого соответствующей палатой Федерального Собрания. При этом лишение неприкосновенности и проведение ОРМ в отношении парламентария должно быть непосредственно связано с осуществлением им собственно депутатских полномочий ( постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 20 февраля 1996 г. № 5-П «По делу о проверке конституционности положений частей первой и второй статьи 18, статьи 19 и части второй статьи 20 Федерального закона от 8 мая 1994 года «О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» ) . Если же действия такого лица по подготовке и совершению преступлений никак не связаны с полномочиями парламентария, то и ОРМ, направленные на их выявление и документирование, не требуют предварительного лишения неприкосновенности и будут проводиться на общих условиях. Аналогично будут осуществляться и ОРМ в отношении иных объектов, на которых не распространяется неприкосновенность.

Гарантии деятельности депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ (далее — депутаты субъектов РФ) также предусматривают наделение их неприкосновенностью. Кроме того, анализ ст. 13 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» позволяет заключить, что в части, касающейся объектов неприкосновенности (жилище, переписка и пр.), иммунитет депутатов субъектов РФ ничем не отличается от иммунитета сенаторов Российской Федерации и депутатов Государственной Думы РФ. Так, в случае проведения ОРМ в отношении депутата, его багажа, личных и служебных транспортных средств, переписки, используемых им средств связи и принадлежащих ему документов, а также при проведении ОРМ в занимаемых им жилом и служебном помещениях применяется особый порядок производства по уголовным или административным делам, установленный федеральными законами.

Толкование норм федерального законодательства показывает, что в отношении указанных лиц какой-либо исключительный порядок подготовки и проведения ОРМ не закреплен. Казалось бы, об особом порядке уголовного судопроизводства говорится в УПК РФ. Однако в главе 52 УПК РФ речь идет лишь об уровне должностного лица, уполномоченного на возбуждение уголовного дела, — это руководитель следственного органа Следственного комитета по субъекту РФ. Осуществление следственных и иных процессуальных действий, в том числе затрагивающих неприкосновенность депутатов субъекта РФ, не требует особого порядка. Соответственно аналогичный порядок применим и в отношении процедуры проведения ОРМ.

Сказанное имеет прямое отношение и к депутатам, членам выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц органов местного самоуправления . Гарантии прав данной категории лиц, предусмотренные ч. 8 ст. 40 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», при привлечении депутата к уголовной или административной ответственности, задержании, аресте, обыске, допросе, совершении в отношении него иных уголовно-процессуальных и административно-процессуальных действий, а также при проведении ОРМ в отношении него, занимаемого им жилого и служебного помещений, его багажа, личных и служебных транспортных средств, переписки, используемых им средств связи, принадлежащих ему документов устанавливаются федеральными законами. Между тем изучение законодательства приводит к выводу об отсутствии нормативной регламентации гарантий прав депутатов при проведении в отношении них ОРМ, что влечет отсутствие исключительного порядка осуществления таких мероприятий.

Особенности проведения ОРМ в отношении адвокатов. Сущность деятельности адвоката составляет оказание юридической помощи доверителю. При этом сведения, относящиеся к обстоятельствам, ставшим адвокату известными в связи с обращением доверителя за юридической помощью или в связи с ее оказанием, составляют адвокатскую тайну. В целях защиты таких сведений законодательством предусмотрено наделение адвоката иммунитетом, который выражается:

— в судебном санкционировании проведения ОРМ в отношении адвоката (в том числе в жилых и служебных помещениях, используемых им для осуществления адвокатской деятельности);

— в невозможности использования в качестве доказательств обвинения полученных в ходе ОРМ (в том числе после приостановления или прекращения статуса адвоката) сведений, предметов и документов, если они входят в (вместе с «Методическими рекомендациями по ведению адвокатского производства») ‘ href=»consultantplus://offline/ref=442CA52DDCFD650B4622D0982D484381A6A40254A8BA28BFA121826EC80E3D9BBF137F04ED42A58Dq760H»> производство адвоката по делам его доверителей (ограничения не распространяются на орудия преступления, а также на предметы, которые запрещены к обращению или оборот которых ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации).

Конституционным Судом РФ положение о производстве ОРМ в отношении адвоката на основании судебного решения было конкретизировано ( определение Конституционного Суда РФ от 22 марта 2012 г. № 629-О-О “Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Абдулхамидова А. Г. на нарушение его конституционных прав положениями статей 8 и 9 Федерального закона от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», а также статей 7, 29 и 450 УПК Российской Федерации» ) . Указывается, что иммунитет адвоката не определяет ни его личную привилегию как гражданина, ни привилегию, связанную с его профессиональным статусом, так как предполагает получение судебного решения при проведении в отношении адвоката лишь тех ОРМ, которые вторгаются в сферу осуществления им собственно адвокатской деятельности и могут затрагивать адвокатскую тайну. К такой деятельности в любом случае не может быть отнесено совершение адвокатом преступного деяния как несовместимого со статусом адвоката.

Таким образом, получение судебного решения на проведение ОРМ в отношении адвоката необходимо лишь в тех случаях, когда существует вероятность затронуть предмет адвокатской тайны либо могут быть ограничены конституционные права самого адвоката как гражданина Российской Федерации. В других случаях проведение ОРМ возможно на общих условиях.

Проведение оперативно-розыскных мероприятий в отношении прокуроров. Наличие иммунитета у прокуроров аргументируется тем, что в Федеральном законе от 17 января 1992 г. № 2202-1 « О прокуратуре Российской Федерации » содержится норма, согласно которой проверка сообщения о факте правонарушения, совершенного прокурором, является исключительной компетенцией органов прокуратуры.

В случае получения оперативными подразделениями сведений о причастности прокурора к уже совершенному преступлению проводится предварительная проверка, направленная на подтверждение достоверности первичных сведений о самом факте преступления, а также причастности к нему именно прокурора (необходимо исключить факты предоставления заведомо ложной информации, оговора, клеветы). Лишь после подтверждения указанных фактов целесообразно сообщать о них компетентному прокурору. Дальнейшая проверка сообщения о факте правонарушения, совершенного прокурором, будет являться исключительной компетенцией органов прокуратуры.

В соответствии с приказом Генпрокуратуры России от 18 апреля 2008 г. № 70 «О проведении проверок в отношении прокурорских работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации» по сообщению о преступлении, совершенном (подготавливаемом) прокурорским работником, первый заместитель и заместители Генерального прокурора Российской Федерации, прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные прокуроры и прокуроры иных специализированных прокуратур могут поручать (разрешать) уполномоченным органам проведение оперативно-розыскных мероприятий. При этом имеется оговорка, что указанные поручения (разрешения) могут даваться только в тех случаях, когда имеются веские основания для подозрения прокурорского работника в совершении (приготовлении) преступления и отсутствуют иные возможности для проверки обоснованности сообщения.

Сравнительный анализ оперативно-розыскного законодательства позволяет заключить, что поручение прокурора не входит в число оснований для проведения ОРМ. Что касается получения разрешения прокурора, то при принятии решения о проведении ОРМ такого требования Законом об ОРД не закреплено.

Помимо того, Законом о прокуратуре предусматривается проверка сообщения о преступлении, совершенном прокурором, Следственным комитетом РФ в порядке , регулируемом уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации. В данном случае речь идет о процессуальной проверке, осуществляемой в рамках ст. 144 УПК РФ. При проверке сообщения о преступлении следователь, руководитель следственного органа вправе давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении ОРМ. Организацию, тактику, силы и средства, которые будут при этом использоваться, оперативные органы определяют самостоятельно в пределах своей компетенции, установленной Законом об ОРД.

§ 2. Условия проведения оперативно-розыскных мероприятий

Условия проведения оперативно-розыскных мероприятий — это закрепленные в Законе об ОРД, других законах и ведомственных нормативных правовых актах правила, соблюдение которых является обязательным при проведении конкретных ОРМ. Такие правила обеспечивают баланс, с одной стороны, интересов личности, имеющей право на неприкосновенность частной жизни, а с другой — общества, заинтересованного в эффективной борьбе с преступностью.

Основные условия проведения оперативно-розыскных мероприятий закреплены в ст. 8 Закона об ОРД, с огласно ч. 1 которой гражданство, национальность, пол, место жительства, имущественное, должностное и социальное положение , принадлежность к об щ ественным объединениям , отношение к религии и политические убеждения отд е льных лиц не являются препятствием для проведения в отношении них оперативно-розыскных мероприятий . В указанной норме конкретизирован конституционный принцип равенства всех перед законом. Однако Конституция РФ провозглашает неприкосновенность Президента РФ, депутатов Федерального Собрания РФ и судей РФ.

В статье 91 Конституции РФ закреплено, что Президент РФ обладает неприкосновенностью, хотя действующее законодательство не дает понятия и пределов уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной неприкосновенности Президента РФ. В соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ «О государственной охране» неприкосновенность Президента РФ охраняется федеральными органами государственной охраны. Это запрещает нарушение его неприкосновенности иными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

Федеральным законом от 12 февраля 2001 г. № 12‑ФЗ «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи» установлено, что президентская неприкосновенность, распространяемая на действия, связанные с исполнением полномочий Президента РФ, сохраняется и после прекращения им своих полномочий.

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации обладает неприкосновенностью в течение всего срока его полномочий. Он не может без согласия Государственной Думы РФ быть привлечен к уголовной или административной ответственности, задержан, арестован, подвергнут обыску, за исключением случаев задержания на месте преступления. Неприкосновенность Уполномоченного распространяется на его жилое и служебное помещения, багаж, личное и служебное транспортные средства, переписку, используемые им средства связи, а также принадлежащие ему документы. Отсюда следует недопустимость применения общего порядка проведения ОРМ в отношении Уполномоченного, однако при этом специальной процедуры получения разрешения на проведение ОРМ, ограничивающих его неприкосновенность, действующее законодательство не предусматривает.

В статье 98 Конституции РФ провозглашена неприкосновенность членов Совета Федерации РФ и депутатов Государственной Думы РФ в течение всего срока их полномочий. Неприкосновенность судей закреплена в ст. 122 Конституции РФ. Пунктом 3 ст. 8 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре» установлено, что проведение ОРМ в отношении адвоката (в том числе в жилых и служебных помещениях, используемых им для осуществления адвокатской деятельности) допускается только при наличии судебного решения. Особенности проведения оперативно-розыскных мероприятий в отношении этих категорий лиц будут рассмотрены в следующем параграфе настоящей главы.

Работники ОВД, Следственного комитета РФ и прокуратуры РФ оперативно-розыскным иммунитетом не обладают, и ОРМ, осуществляемые в отношении них, проводятся на общих основаниях и условиях.

Особые условия предусмотрены для проведения оперативно-розыскных мероприятий (включая получение компьютерной информации), ограничивающих конституционные права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электронной и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища. В соответствии со ст. ст. 23 и 25 Конституции РФ их осуществление допускается только на основании судебного решения. Кроме того, их применение возможно не по всем категориям дел, а только по которым обязательно производство предварительного следствия.

Судья может затребовать дополнительные материалы, достаточные для вынесения обоснованного и мотивированного решения по представленному ходатайству о проведении ОРМ. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 8 февраля 2007 г. № 128-О-П , в силу положений ст. 9 Закона об ОРД принимаемое судом решение должно быть мотивированным, содержащим ссылки на конкретные обстоятельства, подтверждающие как наличие признаков подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления либо события или действия (бездействия), создающего угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации, так и причастность лица, в отношении которого планируется проведение оперативно-розыскного мероприятия, к данному преступлению или событию. При принятии такого решения подлежат учету и оценке также иные обстоятельства, обусловливающие необходимость производства того или иного мероприятия.

При запросе о представлении дополнительных сведений судья принимает во внимание положения ч. 4 ст. 9 Закона об ОРД, согласно которым данные о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих ОРД, и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, об организации и о тактике проведения ОРМ органами, осуществляющими ОРД, не раскрываются и не представляются.

В практике судов имеются случаи, когда в ходатайствах о проведении ОРМ не указаны конкретные номера телефонов, переговоры по которым подлежат прослушиванию, либо требуется СИТКС, а также о проведении ОРМ по неустановленным номерам телефонов.

В исключительных случаях в постановлении, содержащем ходатайство о проведении ОРМ, ограничивающего конституционные права граждан, могут отсутствовать данные о конкретном лице, в отношении которого запрашивается разрешение о проведении ОРМ, либо может запрашиваться разрешение на проведение ОРМ в отношении неопределенного круга лиц (неустановленных лиц).

Обычно такого рода ходатайства направляются для получения разрешения для проведения СИТКС в целях выявления лиц, причастных к совершению преступлений в определенное время в конкретном месте, если имеется информация о том, что неустановленные лица, причастные к совершению преступления, пользовались мобильной связью в момент его совершения. На проведение таких мероприятий судом дается разрешение в отношении неустановленных лиц. При анализе полученных данных обычно выявляются лица, причастные к преступлению, совершенному в указанном месте и в указанное время. После получения таких сведений органы, осуществляющие ОРД, обращаются уже за разрешением на проведение ОРМ в отношении конкретных лиц и по определенным номерам телефонов.

Постановление, содержащее ходатайство о проведении ОРМ, ограничивающего конституционные права граждан, должно быть подписано одним из руководителей органа, осуществляющего ОРД. В тех случаях, когда в суд поступает постановление, подписанное ненадлежащим лицом, судья возвращает материалы без рассмотрения по существу для правильного оформления. Направление в суд немотивированного постановления руководителя органа, осуществляющего ОРД, в случае отказа в представлении дополнительных материалов, касающихся оснований проведения ОРМ, является причиной для судебного решения об отклонении ходатайства о проведении ОРМ.

Материалы о проведении ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан, рассматривают уполномоченные судьи, которые определяются приказом председателя суда. Количество таких судей зависит от объема обращений органов, ходатайствующих о проведении ОРМ. В соответствии со ст. 9 Закона об ОРД рассмотрение материалов об ограничении конституционных прав граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, на неприкосновенность жилища при проведении ОРМ осуществляется судом, как правило, по месту проведения мероприятий или по месту нахождения органа, ходатайствующего об их проведении.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 21 декабря 2006 г. № 560-0 указал на то, что вопрос о принятии тем или иным судом к рассмотрению ходатайства о проведении ОРМ, связанного с ограничением конституционных прав и свобод граждан, должен решаться исходя из положений не только ст. 9 Закона об ОРД, но и ст. ст. 165 и 186 УПК РФ, определяющих подсудность материалов по ходатайствам органов предварительного расследования о проведении следственных действий (в том числе контроля и записи телефонных переговоров), ограничивающих конституционные права и свободы граждан, а также ст. ст. 31–36 УПК РФ, устанавливающих общие правила подсудности уголовных дел, в связи с возбуждением или расследованием которых проводится соответствующие ОРМ.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации, рекомендуя верховным судам республик, краевым, областным судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов, окружным (флотским) военным судам принимать указанные материалы к своему рассмотрению, не исключает возможности их рассмотрения и в нижестоящих судах (п. 1 постановления от 24 декабря 1993 г. № 13 «О некоторых вопросах, связанных с применением статей 23 и 25 Конституции Российской Федерации»).

Большая часть ОРМ, за разрешением о проведении которых в суды обращаются органы, осуществляющие ОРД, носит негласный характер. Перечень сведений, составляющих государственную тайну и, следовательно, подлежащих засекречиванию, содержится в п. 4 ст. 5 Закона о государственной тайне. Постановление судьи, вынесенное по засекреченным материалам о проведении ОРМ и содержащее секретные сведения, должно быть засекречено в соответствии со степенью секретности сведений, содержащихся в материалах. Гриф секретности данному постановлению присваивается уполномоченным судьей.

Правом рассекречивания сведений, полученных в результате ОРД, в ходе представления их дознавателю, следователю или в суд наделены руководители органа, осуществляющего ОРД. При этом орган, осуществляющий ОРД, направляет в суд ходатайство о рассекречивании постановления суда для представления его копии следователю, дознавателю, прокурору или в суд. К ходатайству прилагается копия постановления руководителя органа, осуществляющего ОРД, о рассекречивании оперативно-служебных документов, содержащих аналогичные сведения, а при необходимости и иные материалы. Рассмотрев представленные материалы, свидетельствующие о наличии обстоятельств, вследствие которых дальнейшая защита сведений, составляющих государственную тайну, будет являться нецелесообразной, судья выносит постановление о рассекречивании соответствующего постановления судьи о проведении ОРМ.

В соответствии с законодательством суды обеспечивают режим секретности рассмотрения материалов органов, осуществляющих ОРД. Специальные журналы, другие документы, связанные с секретным делопроизводством, хранятся в режимном помещении. Ведение специальных журналов, внесение в них необходимых сведений, проставление регистрационного номера постановления судьи, заверение постановления печатью суда осуществляются уполномоченным судьей.

Постановления с ходатайством о проведении ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан, и приложенные к ним материалы, поступившие в суд из органов, осуществляющих ОРД, незамедлительно регистрируются уполномоченным судьей лично в специальных журналах. Такие журналы должны вестись отдельно по каждому органу, наделенному правом осуществления ОРД.

Организационно порядок рассмотрения обращений органов о проведении ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан, определяется председателем суда с учетом объема и регулярности поступления таких обращений, количества уполномоченных судей, других факторов. Порядок утверждается приказом председателя суда и доводится до сведения органов, осуществляющих ОРД, расположенных в пределах юрисдикции суда.

Поступившие в суд материалы рассматриваются судьей единолично без проведения судебного разбирательства. Срок действия вынесенного судьей постановления исчисляется в сутках со дня его вынесения и не может превышать шести месяцев, если иное не указано в самом постановлении. При этом течение срока не прерывается (ч. 6 ст. 9 Закона об ОРД). При необходимости продления срока действия постановления судья выносит судебное решение на основании новых представленных материалов. В таком случае орган, осуществляющий ОРД, представляет в суд постановление с ходатайством о необходимости продления срока действия постановления судьи, в котором содержится ссылка на предыдущее судебное решение, указываются сроки проведенного ОРМ, отражаются его результаты, обосновывается необходимость продолжения мероприятия. К постановлению прилагаются материалы, подтверждающие данную информацию.

Согласно ч. 7 ст. 9 Закона об ОРД в случае, если судья отказал в проведении ОРМ, ограничивающего конституционные права граждан, орган, осуществляющий ОРД, вправе обратиться по этому же вопросу в вышестоящий суд для его нового рассмотрения, что не является его обжалованием.

В части 3 ст. 8 Закона об ОРД говорится, что в случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации, на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего ОРД, допускается проведение ОРМ, требующего судебного решения, с обязательным уведомлением суда (судьи) в течение 24 часов. В течение 48 часов с момента начала проведения ОРМ орган, его осуществляющий, обязан получить судебное решение о проведении такого ОРМ либо прекратить его проведение. Иными словами, закон обязывает органы, осуществляющие ОРД, во-первых, уведомить суд (судью) о проведении ОРМ, во-вторых, получить судебное решение о проведении такого ОРМ (независимо от того, прекращено осуществление ОРМ на момент обращения в суд или нет).

В соответствии с ч. 7 ст. 8 Закона об ОРД в случае получения сообщения о без вести пропавшем несовершеннолетнем и при наличии письменного согласия одного из его родителей или лиц, их заменяющих, на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, вынесенного в течение 24 часов с момента поступления сообщения о без вести пропавшем несовершеннолетнем, допускается получение информации о соединениях абонентского устройства, находящегося у несовершеннолетнего, с иными абонентами и (или) их абонентскими устройствами, иным оборудованием, а также о местоположении данного абонентского устройства путем снятия информации с технических каналов связи с обязательным уведомлением суда (судьи) в течение 24 часов. В течение 48 часов с момента начала проведения оперативно-розыскного мероприятия орган, его осуществляющий, обязан получить судебное решение о проведении этого оперативно-розыскного мероприятия либо прекратить его проведение .

Если на момент обращения в суд осуществление ОРМ прекращено, судья в своем постановлении дает оценку законности проведенного ОРМ. Если на момент обращения в суд осуществление ОРМ не прекращено, то судья в одном постановлении дает оценку законности проведенного ОРМ и разрешение на его проведение в дальнейшем или отказывает в его проведении.

Уведомления органов, осуществляющих ОРД, о проведении ОРМ без судебного решения в случаях, не терпящих отлагательства, учитываются в судах в журналах учета выданных судебных решений на проведение ОРМ. Данные об уведомлении записываются без присвоения порядкового номера.

При проведении ОРМ, ограничивающих право на неприкосновенность жилища, важное значение имеет правильное понимание признаков жилых помещений, которые определены в действующем законодательстве. В соответствии с п. 10 ст. 5 УПК РФ жилище — это индивидуальный жилой дом с входящими в него жилыми и нежилыми помещениями, жилое помещение независимо от формы собственности, входящее в жилищный фонд и используемое для постоянного или временного проживания, а равно иное помещение или строение, не входящее в жилищный фонд, но используемое для временного проживания.

Таким образом, к жилищу относятся не только индивидуальные дома, квартиры, но и номера в гостиницах, санаториях, дачи, садовые домики, палатки для временных переселенцев, а также составные части жилья: балконы, лоджии, застекленные веранды, кладовые и т. п. Это обусловливает необходимость соблюдения предельной осторожности при проведении ОРМ, связанных с вторжением в помещения, принадлежность которых к категории жилища является спорной.

В числе юридических условий проведения некоторых оперативно-розыскных мероприятий Закон об ОРД предусматривает вынесение постановления, утверждаемого руководителем органа, осуществляющего ОРД. Так, на основании постановления должны проводиться проверочная закупка и контролируемая поставка предметов и веществ, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен; оперативный эксперимент и оперативное внедрение.

Кроме того, проведение оперативного эксперимента допускается только в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений средней тяжести, тяжкого или особо тяжкого преступления, а также в целях выявления и установления лиц, его подготавливающих, совершающих или совершивших.

Классификация ОРМ позволяет глубже понять их сущность, а также более полно выявить их сходство и различия. Классификация ОРМ может проводиться по различным основаниям.

В зависимости от условий проведения ОРМ можно классифицировать на три группы:

— несанкционируемые — решение о проведении ОРМ принимается сотрудником либо руководителем оперативного подразделения при наличии оснований для их проведения;

— ведомственного санкционирования — руководитель органа, осуществляющего ОРД, утверждает постановление об их проведении. В соответствии с ведомственными инструкциями отдельные виды ОРМ санкционируются путем вынесения распоряжения (для гласного обследования нежилых объектов) или иными документами;

— судебного санкционирования — разрешение на их проведение выдает суд.

Данная классификация носит весьма условный характер, поскольку некоторые ОРМ с одинаковым основанием могут быть отнесены одновременно к различным группам, в зависимости от тактики их проведения и объекта, в отношении которого они проводятся. Так, негласное обследование места совершения преступления следует отнести к несанкционируемому оперативно-розыскному мероприятию, поскольку оно может проводиться по собственному решению оперативного сотрудника. Для проведения гласного обследования нежилого помещения один из руководителей должен вынести распоряжение. При обследовании жилища без согласия проживающих в нем лиц необходимо судебное решение, и оно относится к мероприятиям судебного санкционирования. Н аведение справок может быть как несанкционируемым, так и требовать судебного санкционирования и т. д.

В зависимости от сложности проведения ОРМ можно разделить на простые и комплексные (мероприятия-операции). К простым могут быть отнесены мероприятия, проводимые непосредственно оперативным сотрудником без привлечения дополнительных сил и средств (опрос, наведение справок). Комплексные ОРМ (проверочная закупка, контролируемая поставка, оперативный эксперимент, оперативное внедрение) предполагают участие сотрудников нескольких оперативных подразделений, привлечение специалистов и граждан, содействующих на негласной основе, а также использование в ходе их проведения оперативных комбинаций либо приемов легендирования и маскировки (наблюдение, оперативный эксперимент, контролируемая поставка и т. д.).

Исходя из своей продолжительности ОРМ могут быть разовыми (кратковременными) (опрос, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования и др.) и длящимися (контроль почтовых отправлений, прослушивание телефонных переговоров и др.).

Кроме того, можно выделить ОРМ, которые проводятся как гласно, так и негласно (например, опрос, обследование, сбор образцов для сравнительного исследования), и ОРМ, которые проводятся исключительно негласно (например, наблюдение, прослушивание телефонных переговоров).

Оцените статью:
[Всего голосов: 0 Средняя оценка: 0]
Добавить комментарий