Что будет за кражу в составе организованной группы

Что будет за кражу в составе организованной группы

Кража, совершенная организованной группой, рассматривается в п. «а» ч.4 ст.158 УК. Этот особо квалифицирующий признак известен прежнему законодательству (ст.144 — 147, 147.1, 148 УК 1960 г). Понятие организованной группы теперь раскрывается в ч.3 ст.35 УК РФ. Основной признак, отличающий организованную группу от группы лиц по предварительному сговору, — это устойчивость. Разумеется, повышенная опасность кражи, совершенной организованной группой, определяется и другими обстоятельствами, но эти признаки либо не являются постоянными, либо их не удается формализовать.

Так, в Постановлении Пленума Верховного суда от 27 декабря 2002 г. по этому поводу отмечается: «В отличие от группы лиц, заранее договорившихся о совместном совершении преступления, организованная группа характеризуется, в частности, устойчивостью, наличием в ее составе организатора (руководителя) и заранее разработанного плана совместной преступной деятельности, распределением функций между членами группы при подготовке к совершению преступления и осуществлении преступного умысла.

Об устойчивости организованной группы может свидетельствовать не только большой временной промежуток ее существования, неоднократность совершения преступлений членами группы, но и их техническая оснащенность, длительность подготовки даже одного преступления, а также иные обстоятельства (например, специальная подготовка участников организованной группы к проникновению в хранилище для изъятия денег (валюты) или других материальных ценностей)» П. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2002 г. № 29 «О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое» // БВС РФ. 2003. № 2..

При признании этих преступлений совершенными организованной группой действия всех соучастников независимо от их роли в содеянном подлежат квалификации как соисполнительство без ссылки на статью 33 УК РФ.

Если лицо подстрекало другое лицо или группу лиц к созданию организованной группы для совершения конкретных преступлений, но не принимало непосредственного участия в подборе ее участников, планировании и подготовке к совершению преступлений (преступления) либо в их осуществлении, его действия следует квалифицировать как соучастие в совершении организованной группой преступлений со ссылкой на часть четвертую статьи 33 УК РФ.

Итак, особенность организованной группы (в отличие от группы лиц с предварительным сговором) состоит в том, что некоторые ее члены могут не только выполнять элементы объективной стороны кражи, но и создавать условия для совершения хищения, например, подыскивать будущие жертвы, принимать и реализовывать похищенное, оказывать транспортные услуги или осуществлять иное обеспечение преступной деятельности группы. При наличии устойчивых связей с другими членами организованной группы действия ее участника квалифицируются по ч.4 ст.158 УК без ссылки на ст.33 УК, даже если эти действия по своим объективным признакам не выходят за рамки пособничества.

В судебной практике вывод об устойчивом характере группы обычно обосновывается длительностью и многоэпизодичностью преступной деятельности. Руководители организованных групп расхитителей (их создатели, разработчики преступных планов, организаторы отдельных преступлений) несут ответственность за все совершенные группой хищения, если они охватывались их умыслом.

Особо крупным размером кражи (ч.4 ст.158 УК) признается стоимость имущества, превышающая 1 млн. руб. (примечание 4 к ст.158 УК).

С.М. Кочои предлагает перейти от понятия «крупный размер» кражи к новому понятию «крупный ущерб». При этом он полагает, что при установлении этого признака учету будут подлежать не только стоимость похищенного имущества, но и другие существенные обстоятельства дела (материальное и финансовое положение лица, значимость для него предмета преступления и т.п.) Кочои С.М. Ответственность за корыстные преступления против собственности по законодательству России: Автореф. дис. . докт. юрид. наук. М., 1999. С. 25.. Думается, крупный и особо крупный размеры похищенного имущества являются более объективными критериями, поскольку при переходе от понятия «размер» к понятию «ущерб» возникает ничем не обоснованный, завышенный уровень дискреционных полномочий следствия и суда, когда незначительный размер похищенного с учетом его значимости для потерпевшего может быть признан крупным или даже особо крупным. Однако при краже виновный охватывает умыслом, как правило, только размер похищенного чужого имущества, и не может обычно предвидеть реальный ущерб, наносимый потерпевшему с учетом значимости для него похищенного имущества. Следовательно, появляется опасность объективного вменения. Использование понятий «крупный и особо крупный размеры» исключает такую опасность, а при назначении наказания, конечно же, учитываются все обстоятельства дела, в том числе и реальный ущерб, причиненный кражей.

Статья 226. Хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств

«Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ > Особенная часть > Раздел IX > Глава 24 > Статья 226. Хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств

1. Хищение либо вымогательство огнестрельного оружия, комплектующих деталей к нему, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств —

наказываются лишением свободы на срок от трех до семи лет.

2. Хищение либо вымогательство ядерного, химического или других видов оружия массового поражения, а равно материалов или оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, —

наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) утратил силу. — Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ;

в) лицом с использованием своего служебного положения;

г) с применением насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия, —

наказываются лишением свободы на срок от пяти до двенадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, если они совершены:

а) организованной группой;

б) с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия, —

в) утратил силу. — Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ

наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

  • Статья 225. Ненадлежащее исполнение обязанностей по охране оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств
  • Статья 226.1. Контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, иного вооружения, иной военной техники, а также сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации или результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании вооружения или военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов

Комментарий к ст. 226 УК РФ

Объект преступления — общественная безопасность в сфере оборота оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств.

Предмет преступления — огнестрельное оружие (в том числе гражданское гладкоствольное), комплектующие детали к нему, боеприпасы, взрывчатые вещества и взрывные устройства, а также неисправное или учебное оружие, если оно содержало пригодные для использования комплектующие детали или лицо имело цель привести его в пригодное состояние.

Хищение предметов, не являющихся оружием, например осветительных, имитационных патронов и взрывпакетов, не являющихся согласно Федеральному закону «Об оружии» боеприпасами или взрывными устройствами, необходимо квалифицировать по статьям закона, предусматривающим ответственность за преступления против собственности.

Объективная сторона преступления состоит в хищении либо вымогательстве указанных предметов.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 12 марта 2002 г. N 5 «О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств», под оконченным хищением оружия, комплектующих деталей к нему, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств следует понимать противоправное завладение ими любым способом с намерением лица присвоить похищенное либо передать его другому лицу, а равно распорядиться им по своему усмотрению иным образом.

Такое хищение может быть совершено как из государственных или негосударственных учреждений (организаций), так и у отдельных граждан, владеющих огнестрельным оружием, комплектующими деталями к нему, боеприпасами, взрывчатыми веществами и взрывными устройствами. При этом не имеет значения, владел гражданин такими предметами правомерно или незаконно.

Хищение составных частей и деталей боеприпасов, содержащих взрывчатые вещества или взрывные устройства (запалы, детонаторы, взрыватели и т.д.), следует квалифицировать по ст. 226 УК РФ как оконченное хищение взрывчатых веществ или взрывных устройств.

Если лицо похитило непригодные к функциональному использованию огнестрельное оружие, комплектующие детали к нему, боеприпасы, взрывчатые вещества или взрывные устройства, заблуждаясь относительно их качества и полагая, что они исправны, содеянное следует квалифицировать как покушение на хищение огнестрельного оружия, комплектующих деталей к нему, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств.

В случаях хищения либо вымогательства огнестрельного оружия, комплектующих деталей к нему, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств, а также их ношения, хранения, приобретения и изготовления с целью совершения другого преступления содеянное должно квалифицироваться как совокупность оконченного хищения либо вымогательства оружия, комплектующих деталей к нему, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств, незаконного их ношения, хранения, приобретения или изготовления и приготовления к совершению иного преступления, если ответственность за это предусмотрена законом.

Пленум Верховного Суда РФ не связывает момент окончания хищения оружия со способом незаконного завладения, деяние признается оконченным с момента незаконного завладения предметом преступления.

Уничтожение, оставление на месте преступления или возвращение назад похищенного оружия после его использования для совершения других противоправных действий либо в иных целях не является основанием для освобождения лица от ответственности за хищение оружия.

Понятие вымогательства огнестрельного оружия, комплектующих деталей к нему, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств аналогично понятию вымогательства ядерных материалов или радиоактивных веществ.

Вымогательство предметов преступления признается оконченным с момента предъявления требования независимо от того, выполнено оно или нет.

Субъективная сторона характеризуется виной в виде прямого умысла, цель может быть любой — стремление присвоить, передать другому лицу, распорядиться по своему усмотрению иным образом.

Субъект преступления общий — вменяемое лицо, достигшее четырнадцати лет.

Часть 2 ст. 226 УК РФ предусматривает ответственность за хищение либо вымогательство ядерного, химического или других видов оружия массового поражения, а равно материалов или оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения (см. комментарий к ст. 355 УК РФ).

Квалифицированный состав преступления (ч. 3 ст. 226 УК РФ) образуют деяния, предусмотренные ч. 1 и ч. 2 ст. 226 УК РФ, если они совершены:

— группой лиц по предварительному сговору (п. «а»), т.е. группой в составе не менее двух человек, обладающих признаками субъекта преступления, каждый из которых непосредственно участвовал в выполнении объективной стороны хищения либо вымогательства предметов преступления. Договоренность о совершении деяния была достигнута до начала выполнения действий по завладению предметами хищения либо до начала предъявления требования передачи оружия, комплектующих деталей к нему, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств;

— лицом с использованием своего служебного положения (п. «в»). Содержание этого признака аналогично рассмотренному в п. «в» ч. 2 ст. 221 УК РФ «Хищение либо вымогательство ядерных материалов или радиоактивных веществ».

Предусмотренным ст. 226 УК РФ квалифицирующим признаком — хищение оружия, комплектующих деталей к нему, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств лицом с использованием своего служебного положения — следует считать хищение их как лицом, которое наделено служебными полномочиями, связанными с оборотом оружия, в частности его использованием, производством, учетом, хранением, передачей, изъятием и т.д., так и лицом, которому они выданы персонально и на определенное время для выполнения специальных обязанностей (часовым, постовым милиционером, вахтером или инкассатором во время исполнения ими служебных обязанностей и т.п.);

— с применением насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия (п. «г»). Этот признак охватывает нанесение побоев, причинение физической боли без причинения какого-либо вреда здоровью, ограничение свободы потерпевшего.

Особо квалифицированный состав преступления (ч. 4 ст. 226 УК РФ) предусматривает ответственность за деяния, предусмотренные ч. 1 и ч. 2 ст. 226 УК РФ, если они совершены:

— организованной группой (п. «а»). Это устойчивая группа лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений. В рамках такой группы роли могут быть распределены, в ее состав входят, помимо исполнителей, и другие соучастники;

— с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия (п. «б»). Таким насилием является причинение легкого, средней тяжести или тяжкого вреда здоровью потерпевшего, либо применение насилия, которое хотя и не повлекло указанных последствий, но создавало реальную угрозу их причинения. Вменение отягчающего обстоятельства по признаку угрозы применения такого насилия возможно в том случае, когда угроза носит реальный характер и есть основания опасаться ее немедленного осуществления.

Хищение огнестрельного оружия, комплектующих деталей к нему, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств путем разбойного нападения (п. «б» ч. 4 ст. 226 УК РФ) следует считать оконченным с момента нападения с целью завладения этими предметами, соединенного с насилием, опасным для жизни и здоровья потерпевшего, или с угрозой применения такого насилия.

Учитывая, что незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение огнестрельного оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств являются самостоятельными преступлениями, хищение перечисленных предметов и их последующие ношение, хранение или сбыт образуют реальную совокупность преступлений, предусмотренных ст. 226 и ст. 222 УК РФ.

В случаях хищения либо вымогательства огнестрельного оружия, комплектующих деталей к нему, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств, а также их ношения, хранения, приобретения и изготовления с целью совершения другого преступления содеянное должно квалифицироваться как совокупность оконченного хищения либо вымогательства оружия, комплектующих деталей к нему, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств, незаконного их ношения, хранения, приобретения или изготовления и приготовления к совершению иного преступления, если ответственность за это предусмотрена законом.

Судебная практика по статье 226 УК РФ

по п. «а» ч. 3 ст. 226 УК РФ к 5 годам лишения свободы;
по ч. 1 ст. 222 УК РФ к 1 году 6 месяцам лишения свободы;
по п. «в» ч. 4 ст. 162 УК РФ к 10 годам лишения свободы с ограничением свободы на 1 год;

Дашаев И.И., . судимый 27 декабря 2002 г. по ч. 2 ст. 209, ст. 317, п. п. «а», «б», «д», «з», «н» ч. 2 ст. 105, п. п. «а», «б» ч. 3 ст. 162, п. п. «а», «б» ч. 4 ст. 226, п. «а» ч. 4 ст. 158, ч. 3 ст. 222 УК РФ и по совокупности преступлений к 20 годам лишения свободы,

— по ч. 1 ст. 226 УК РФ — к 3 годам лишения свободы;
— по ч. 1 ст. 222 УК РФ — к 2 годам лишения свободы;
— по ч. 2 ст. 228 УК РФ — к 4 годам лишения свободы с ограничением свободы на 6 месяцев;

по п. п. «а», «б» ч. 4 ст. 226 УК РФ (по эпизоду хищения огнестрельного оружия, принадлежащего Д. и Д.) на 8 лет со штрафом в размере 20000 рублей;
по п. п. «а», «б» ч. 4 ст. 226 УК РФ (по эпизоду хищения огнестрельного оружия, принадлежащего Г.) на 8 лет со штрафом в размере 20000 рублей;

— по п. «а» ч. 4 ст. 226 УК РФ (преступление 25 декабря 2012 г.) к 9 годам лишения свободы с ограничением свободы на 1 год 6 месяцев,
— по п. «а» ч. 4 ст. 162 УК РФ (преступление 26 декабря 2012 г.) к 9 годам лишения свободы с ограничением свободы на 1 год 6 месяцев,

— по п. «а» ч. 4 ст. 226 УК РФ (преступление от 25 декабря 2012 г.) к 9 годам лишения свободы с ограничением свободы на 1 год 6 месяцев,
— по п. «а» ч. 4 ст. 162 УК РФ (преступление от 26 декабря 2012 г.) к 9 годам лишения свободы с ограничением свободы на 1 год 6 месяцев,

Шульгин К.О. оправдан по п. «а» ч. 4 ст. 162 УК РФ (по обвинению в нападении 3 мая 2004 г. на Н. А., К., К.), по п. «а» ч. 4 ст. 162 УК РФ (по обвинению в нападении 10 мая 2004 г. на Г. и Ч.), по п. «а» ч. 4 ст. 162, п. п. «а», «б» ч. 4 ст. 226 УК РФ (по эпизоду нападения 23 сентября 2004 г. на потерпевших Ц.), по ч. 3 ст. 222 УК РФ (по эпизодам от 3 мая 2004 г. и от 10 мая 2004 г.), по п. «и» ч. 2 ст. 105, ч. 3 ст. 30, п. «и» ч. 2 ст. 105 УК РФ за непричастностью к совершению преступлений.

— по п. «а» ч. 4 ст. 226 УК РФ — к 8 годам лишения свободы со штрафом в размере 200 000 руб., с ограничением свободы на 1 год;
— по ст. 324 УК РФ — к 8 месяцам исправительных работ с удержанием 15% заработной платы в доход государства;

23 сентября 2013 года по п. «в» ч. 2 ст. 158 УК РФ, ч. 1 ст. 226 УК РФ к 3 годам 3 месяцам лишения свободы условно с испытательным сроком 2 года 6 месяцев;
06 марта 2015 года по п. «в» ч. 2 ст. 158 УК РФ к 1 году 6 месяцам лишения свободы. Постановлением начальника ФКУ СИЗО . ГУФСИН России по Челябинской области от 01 октября 2015 года освобожден от наказания на основании п. 5 Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 24 апреля 2015 года N 6576-6 ГД «Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов»,

п. «а» ч. 4 ст. 226 УК РФ к 9 годам лишения свободы;
ч. 3 ст. 222 УК РФ к 6 годам лишения свободы;
ч. 3 ст. 222.1 УК РФ к 6 годам лишения свободы со штрафом 200 000 руб.;

по п. «б» ч. 4 ст. 226 УК РФ с применением ч. 1 ст. 62 УК РФ — на 8 лет лишения свободы;
по ч. 1 ст. 223 УК РФ с применением ч. 1 ст. 62 УК РФ — на 3 года лишения свободы со штрафом в размере 100 000 (сто тысяч) рублей;

Оцените статью:
[Всего голосов: 0 Средняя оценка: 0]
Добавить комментарий